Все о тюнинге авто

Основы психологии курс лекций. Введение в психологию. Курс лекций (Иванников В. А.). Темы курсовых и дипломных работ

В предлагаемой статье анализируется проблема происхождения психики. Вводится несколько допущений о природе психического, основным начальным элементом которой принимается чувственное субъективное переживание, выполняющее роль строительного материала для порождения образа предметных условий поведенческого пространства действующего субъекта и роль сенсорного чувственного языка, на котором субъект восприятия описывает окружающую его среду. Анализируются особенности физического, биологического и психического отражения и управления поведением на основе физических, биологических и психических процессов. Психическое отражение понимается как открытие субъектом отражения его поведенческого пространства (поля его приспособительного поведения). Показана невозможность построения образа предметных условий поля действий как результата трансформаций первичных следов взаимодействия внешней среды и воспринимающей системы (анализаторов) живого существа. Подчеркивается роль собственной активности субъекта восприятия в порождении образа объекта и чувства достоверности отражаемой среды. Анализируется содержание понятия «сознание».

Указывается на три наиболее часто встречающихся подхода к пониманию сознания. Сознание понимается как особая форма психики, присущая только человеку. Второе понимание чаще всего встречалось в советской психологии, когда сознание считали продуктом социального бытия человека. Третье понимание сознания связано с познавательной и преобразующей (конструктивной) деятельностью человека, создающей новые условия его жизни. Сознание выступает как особый высший уровень познания мира, а человек – как идеальный (т.е. совершенный) субъект познания и преобразующей деятельности. В этом случае сознание надо понимать не как особую форму психики, а как особую работу в субъективном пространстве психики. И результат этой познавательной работы – это не столько анализ психических явлений (рефлексия), сколько понимание мира и самого себя в этом мире, в соответствии с которым человек реализует себя как социальное, духовное существо.

С развитием практической психо­логии появились новые задачи и проблемы, которые отодвигают в тень теоретическую и эксперименталь­ную тематику психологии. Но психоло­гия не перестала быть фундаментальной наукой, требующей больших усилий для решения старых и новых теоретических проблем.

Одной из таких проблем являет­ся понимание природы и происхожде­ния психики. Решение этой проблемы, в свою очередь, требует уточнения со­держания основного понятия психоло­гии – понятия «психика».

Это понятие вводилось в психологию под разными именами (душа, разум, пси­хика и т.д.) как теоретический объясни­тельный конструкт, с помощью которо­го пытались объяснить особенность поведения живых существ, в том числе, человека. Способность человека отда­вать себе отчет в том, что он видит, слы­шит, вспоминает, желает или обдумыва­ет, позволила ввести понятие «сознания» как особой формы психики, которое стало на долгие годы основным поняти­ем психологии.

Долгое время понятие «сознание» и представляло собой всю психику, но введение понятия «бессознательное» разделило содержание понятий «созна­ние» и «психика», хотя критерия их раз­деления предложено не было. Предпола­галось, что сознание и бессознательное есть только у человека, а что собой пред­ставляет психика животных оставалось неясным, как остается неясным до сих пор соотношение содержания трех вы­шеупомянутых понятий: «психика», «со­знание», «бессознательное». Равно ли содержание понятия «психика» сумме «сознание» плюс «бессознательное» или есть в психике еще что-то помимо них? А может быть нет никакого бессозна­тельного, а есть только неосознаваемое как другая форма того, что бывает в со­знании? Заметим, что и понятие «бессоз­нательное» неоднозначно по содержа­нию, оно имеет два понимания: то, что не осознается в данный момент, и осо­бая организация психики, явно не социальная по своей природе.

Главной теоретической проблемой психологии остается вопрос о происхо­ждении и природе того, что существует в науке под разными именами – душа, разум, психика, сознание и т.д. И психология, как и другие науки, вынуждена время от времени обращаться к анализу своих основных понятий. После класси­ческих работ А.Н. Леонтьева, А.А. Запо­рожца, и П.Я. Гальперина по проблеме происхождения психики внимание к этой теме в отечественной психологии было ослаблено, но интерес к ней пе­риодически возобновляется (Миракян, 1999, 2004; Панов, 2011, 2014; Петренко, 2014; Шадриков, 2010).

Философия оставила психологии три варианта решения вопроса о при­роде психики (души). Вариант пер­вый. Душа (дух, сознание, психика) есть не просто самостоятельная сущность, а является началом всего неживого и живого мира, всего того, что называет­ся физический мир или живая и нежи­вая природа. Где она (психика или душа) находится, что является ее носителем – вопросы неуместные, ибо эта сущность не может быть описана на языке физики или житейском языке.

Вариант второй. Существует Мир, Вселенная, Космос как вечное физиче­ское, в широком смысле слова, образова­ние разных форм и видов (получившее название «материя»), которое трансфор­мируется (преобразуется) со временем и дает возможность существования жи­вым существам разной степени сложности, в том числе, обладающим такой способностью как душа (психика, со­знание). Живые тела подчиняются за­конам физики (в широком смысле, т.е. и химии, и механики и др.), но у них есть свои биологические законы существова­ния, а существа, обладающие психикой, подчиняясь законам биологии, следуют и особым законам психологии.

Вариант третий. Существуют незави­симо друг от друга два самостоятельных начала мира – душа (сознание) и мате­рия. В человеке они зачем-то могут со­единяться.

Эти варианты, в основном, отвечают на вопрос: что первично, а что порожде­но этим первичным – душа (психика, сознание) порождает материю или, на­оборот, материя порождает то, что мы называем душой (психикой, сознанием).

Попытки решения этой проблемы породили в философии две предель­но общие категории – материя и созна­ние или материальное и идеальное. Но в дальнейшем содержание этих понятий было расширено и они стали использо­ваться при решении вопроса о приро­де психического, что не является оправ­данным – эти понятия работают только при обсуждении проблемы первично­сти или вторичности психического. При этом, материальное часто понималось как вещественное, а идеальное – как не­вещественное. Но идеальность психики означает другое – она вторична по происхождению и образ является конструк­цией, создаваемой субъектом действия и восприятия по запросам деятельнос­ти живого существа, успешность которой зависит от адекватного по содержанию отражения внешнего мира. Понятие ма­терия означает тоже только одно – ее возможность существования самой по себе независимо ни от чего-то другого, в том числе, от психики (сознания, души).

Решение вопроса о первичности или вторичности души (психики) важно для психологии. Но для психологии бо­лее важна другая задача – это описание и понимание той субъективной реаль­ности (для человека), которая носит на­звание психика.

Ведь факт объективного наблюде­ния за живыми и неживыми объекта­ми (телами) говорит только о том, что большое число видов живых существ, способно учитывать в своем поведении внешний мир, точнее, предметные усло­вия своего поля действия, имеющие для живого существа жизненное значение: пища, опасность, ориентиры для их до­стижения или избегания и пр. Внешнее наблюдение само по себе не дает нам возможность увидеть, выделить то, что называется психикой. Мы можем только по результатам наблюдения за измене­ниями поведения животного и челове­ка предполагать наличие у них чего-то, получившего название психики, выделяя логические аргументы в пользу та­кой гипотезы, и получать рассказы чело­века о том, что он видит, слышит, о чем мечтает, чего желает и т.д.

Для объяснения этих фактов и при­влекаются понятия «душа», «психика», «сознание», которые должны обеспечи­вать субъекту открытие его поведенче­ского пространства с предметным наполнением.

Объект исследования в любой науке должен наблюдаться либо непосредст­венно, либо с помощью приборов (теле­скоп, микроскоп и др.). При невозмож­ности такого наблюдения объект должен оставлять следы своего взаимодействия с другими объектами, по характеристикам которых можно было бы судить о свойст­вах изучаемого объекта. Это должно бы относиться и к той реальности, которую мы обозначаем термином психика (со­знание), но которая не является физи­ческим объектом, хотя и существуют как особая способность некоторых живых существ. И тогда появляется научная зада­ча: найти объективные показатели (про­явления) этой особой реальности (спо­собности) – прямые или в виде следов ее взаимодействия с миром.

Какие свидетельства наличия психи­ки мы имеем и какие описания психики существуют в научной литературе?

Конечно, профессиональные пси­хологи знают, что мы имеем дело с на­шими образами того, что нас окружает. Но наивный наблюдатель не сомневает­ся, что он имеет дело непосредственно с объектами внешнего мира и не подо­зревает о наличии у него образов этих объектов. Он видит яблоко, берет его в руки и ест его. И не надо спрашивать, что он ест – яблоко или образ яблока. В обыденном житейском сознании при­нято считать, что нам непосредственно открывается внешняя среда и состояние нашего тела (больно, жарко, холодно и пр.). Причем внешний мир открывается нам как пространственное поле наших действий, предметная наполненность которого является либо пищей, либо опасностью, либо ориентирами или преградами на пути к ним, либо фоном, на котором развертывается поведение субъекта. Это поведенческое простран­ство открывается не только человеку, ко­торый может рассказать, что он видит, слышит, ощущает, но и в каком-то виде, по своему – животным. Вспомним заме­чание Л. Фейербаха о том, что кошка, увидевшая мышь, не царапает свои гла­за (где должно быть световое изображе­ние мыши), а бросается на мышь, стараясь поймать ее.

Философы и психологи объясняют наивному наблюдателю, что на самом деле он имеет дело не с самими объек­тами, а с образами этих объектов. Се­годняшние возможности позволяют по­казать, что наблюдатель действительно имеет дело с чем-то, похожим на голог­рамму объекта, получившим название образ. И мы, как субъекты поведения и восприятия уверены, что наблюдаем реально существующие объекты, потому что в норме образ объекта и объект всег­да совпадают, по крайней мере, по ме­сту своего нахождения в поведенческом пространстве. То есть, для субъекта дея­тельности и восприятия воспринимае­мое предметное поле действий и реаль­ное пространство не различаются, так как образ всегда строится в месте взаи­модействия с объектом. Но с помощью специальных очков образ яблока можно сдвинуть в сторону от реального яблока и тогда попытка человека взять яблоко заканчивается неудачей – рука находит пустоту вместо яблока. Курица в таких очках многократно пытается склевать зерно в стороне от реально расположен­ного зерна. Это означает, что образ и объект это две разные реальности: одна – физическая, другая – субъективная.

Простейший анализ показывает, что мы описываем образ в терминах его со­держания, т.е. в терминах воспринимаемых вещей. Еще можем указать модаль­ность образа. И больше про психическое мы почти ничего сказать не можем. Фактически никакого описания психики мы не имеем и это не случайно – психические образы, по мнению Л.М. Веккера (Веккер, 1998), прозрачны, т.е. не могут быть восприняты ни самим субъектом восприятия, ни другими людьми. Пред­назначение образа – открывать субъек­ту поле его поведения, выдавая себя за реальные объекты. Тогда возникает во­прос: а что субъект воспринимает, если ни объекты, ни образы ему недоступны?

Понятно, что субъект открывает себе предметные условия своего поведенче­ского пространства и они даны ему как реальные предметы поля действий. То есть, мы должны в данном контексте раз­вести понятие «объект», как нечто, су­ществующее независимо от восприни­мающего что-то человека, и понятие «предмет», как то, что создается субъ­ектом восприятия на основе его чувственных языков (зрительный, слуховой, тактильный и т.д.) в его поле действий и восприятия. Понятие «образ» в этом случае становится синонимом понятия «сконструированный предмет», подчер­кивающего субъектное происхождение предмета как конструкта, характеристи­ки которого представляют субъекту (опи­сывают на чувственном языке) отдельные свойства (характеристики) объектов из его поведенческого пространства.

В споре о первичности или вторично­сти психики психологию, видимо, может устроить только второй вариант – фи­лософского решения вопроса о первич­ности материи и вторичности сознания (психики), при котором психика (душа, сознание) понимается как особое поро­ждение материи, точнее, как результат способности живого существа открывать себе предметное содержание своего по­веденческого пространства через конструирование предметов (предметных условий) поля своего действия.

Однако многие исследователи (и фи­лософы, и психологи, и нейрофизио­логи), разделяющие позицию матери­ализма, пытаются понять психику как особый, но физико-химический про­цесс или особое, но физиологическое образование некоторых живых существ, кодирующих получаемую мозгом ин­формацию о внешнем мире и управ­ляющих на основе этой информации своим поведением. Отсюда понимание психики как закодированной в биоэ­лектрических импульсах нервной систе­мы информации о среде (нервные мо­дели стимулов – Е.Н. Соколов) или как ансамбля возбужденных нейронов, со­отнесенных с восприятием конкретно­го предмета (стола, стула), понимаемо­го субъектом как физический объект. В качестве доказательства приводятся данные о нарушениях психики при нару­шениях мозга и о возможности дешифровки нервных импульсов слуховой или зрительной системы с помощью при­боров в звуки и световые изображения объектов, действовавших на рецепторы (т.е. обратного перевода вторичных физических процессов в первичные).

Но эти факты говорят только об од­ном – живые существа способны к би­ологическому отражению и управлению своим поведением на основе этого от­ражения, а это значит, что существуют разные формы отражения и управления. И мы знаем, что можно строить изобра­жение объектов и управлять процесса­ми с помощью технических устройств, созданных человеком. Нас не удивляет работа автопилота, банкомата, автома­тов на входе в метро или автобус, луно- и марсоходов; не удивляет возможность делать фото-кино и телесъемки, запи­сывать, хранить и передавать на рассто­яние изображения и звуки. Мы знаем о согласованной работе различных си­стем организма (мышц, желез, сердца и легких) на основе биологической са­морегуляции, о кодировании в нервной системе воздействий внешнего мира и создании нервных моделей стимулов. Это все примеры возможностей полу­чать и передавать информацию и управляющие команды на физической и био­логической основе.

Но технические устройства (компью­тер, телевизор, магнитофон и пр.) толь­ко преобразовывают (трансформиру­ют) входящие воздействия и на выходе создают такую их конфигурацию, кото­рая человеком воспринимается и интер­претируется как зрительное изображе­ние или звуковые сигналы. Ни телевизор, ни компьютер сами ничего не видят и не слышат, они трансформируют вхо­дящие физические воздействия по пра­вилам, заданным им человеком. Субъект же через психический образ открывает себе поле своей деятельности, но этот процесс открытия совершается за счет собственной активности субъекта и субъективных чувственных переживаний, выполняющих функции строительного материала и языка описания среды, в ко­торой развертывается поведение. Конеч­но, образ не может быть создан без рабо­ты нервной системы, как не может быть ходьбы или рисования портрета без ра­боты мышц и нейронов. Но рисуют и ходят не нейроны и мышцы, а человек, как едут не мотор и колеса автомобиля, а тот, кто ими управляет или запускает движе­ние (человек или робот).

Сейчас у нас любят ругать теорию отражения, как будто бы она виновата в том, что этой проблемой интересовал­ся В.И. Ленин и его вольные и неволь­ные последователи. Но, видимо, следу­ет признать возможность трех форм или способов отражения и управления: физическое, биологическое и психиче­ское. Принципиальное отличие психи­ческого от других форм или способов отражения заключается в том, что оно обеспечивает субъекту поведения «от­крытие» его поля действий или, точнее, предметных условий его поведенческо­го пространства и позволяет субъекту управлять поведением и регулировать его параметры на основе этого образа. Конструирование образов поля дейст­вий обеспечивает особый способ полу­чения информации о среде и управле­ния поведением.

Физическое отражение можно по­нять как следы взаимодействия объек­тов, которые сохраняют в себе некоторые характеристики этих объектов. Используя данную возможность, чело­век создает специальные физические устройства, записывающие, хранящие и передающие на большие расстояния информацию о происходящих событи­ях и создающие управленческие коман­ды на основе этой информации.

Биологическое отражение есть тран­сформация первичных физико-хими­ческих следов взаимодействия рецеп­торов с различными воздействиями на них в физиологические процессы (вто­ричные следы), кодирующие воздейст­вия, в том числе, в нервной системе, где в итоге создаются нервные модели этих воздействий. Закодированная в физи­ологических процессах информация используется организмом и субъектом поведения для управления и регуляции жизненных процессов.

Можно и следует предположить, что нейрофизиологические процессы, в свою очередь, тоже можно трансфор­мировать (преобразовывать), например, в чувственные субъективные переживания (эмоциональные чувствования), ко­торые должны возникать как реакция не­которых нейронов на приходящие к ним биоэлектрические импульсы. Эти субъек­тивные переживания, как своеобразные эмоциональные чувствования, могут слу­жить предшественниками эмоций и ощущений, Конечно, требуется допущение, что такая способность нейронов реаги­ровать чувственными субъективными пе­реживаниями на приходящие к ним би­оэлектрические импульсы должны быть их особым свойством и закрепляться ге­нетически.

Эти переживания должны быть резуль­татом взаимодействия живого существа с условиями среды, а не просто свойст­вом организмов или объектов среды. Поэтому они существуют не постоянно, а только во время физического взаимо­действия живого существа (его рецепто­ров) с физико-химическими объектами или излучениями среды, следы которых трансформируются (преобразуются) вначале в биоэлектрическую активность, а затем в чувственные переживания.

Субъективное переживание, которое мы можем считать (если договоримся) первичным психическим образовани­ем, – это не статическое постоянное об­разование, а результат динамического процесса и он должен все время возоб­новляться (в том числе и при воспоминании). Но оно предполагает наличие у живого существа особого свойства – реагирования при взаимодействии с объектами или энергетическими пото­ками среды чувственными субъективны­ми переживаниями (чувствованиями).

Возникающие чувственные субъек­тивные переживания являются, прежде всего, знаками раздражителей, взаимо­действующих с рецепторами. Но од­новременно они свидетельствуют об особых свойствах объектов, прямо или опосредованно (через световые лучи, ультразвук и пр.) взаимодействующих с рецепторами (например, то, что обес­печивает красный цвет предмета). Это означает, что чувственные переживания можно понять как чувственный язык, на котором можно описывать объекты окружающей среды через конструирова­ние предметов или порождение эмоцио­нальной оценки ситуации для субъекта.

Первоначально чувственные пережи­вания могли не иметь какой-либо био­логической функции, а если и исполь­зовались субъектом для ориентировки собственного поведения, то не обеспе­чивали больших преимуществ по срав­нению с биологическим отражением. Но изначальная способность живых существ обладать свободной спонтанной актив­ностью позволила им поставить эту свою активность на службу адаптации – по­является приспособительное поведение живых существ, становящихся субъек­тами адаптивной деятельности, которая развертывается в физическом простран­стве жизни этих субъектов и подчиняется требованиям жизненных задач организ­ма и предметным условиям среды.

В этом пространстве находятся раз­личные объекты, часть из которых име­ет для живых существ важное биоло­гическое значение: пища, опасность, преграды, ориентиры и пр. Некоторые биологически важные объекты сами пе­редвигаются в пространстве и поэтому у субъекта поведения часто возникает задача поиска, преследования и захва­та добычи или ухода от опасности. Это предполагает знание признаков (ориен­тиров) этих объектов, их места нахожде­ния, знание местности, где развертыва­ется поведение, умения использовать эти сведения для управления своим по­ведением. А для этого надо уметь «от­крывать» себе поле своего поведения и управлять на основе этого открытия своей деятельностью. Эта задача начинает решаться субъектом поведения с помощью чувственных субъектив­ных переживаний. Возникая в эволю­ции как следствие особого устройства и свойств организма, чувствования встра­иваются в приспособительную деятель­ность субъекта активности, обслуживая ее (Леонтьев, 1994). Эту биологическую роль чувствований четко обозначил И.М. Сеченов и защищали А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн, сформулировавший положение о единстве психики и дея­тельности. Очень убедительно роль чув­ствований в регуляции поведения пока­зал А.В. Запорожец.

Чувственные переживания сами по себе не могут «открыть» субъекту внеш­ний мир, а, точнее, предметные условия поля его действий. В лучшем случае они способны создавать чувственные кон­турные картинки воздействующей сре­ды. Но эти переживания могут стать тем строительным материалом, из которого живое существо с помощью собствен­ной активности может строить образ поведенческого пространства с расположенными в нем предметами. Другими словами, субъективные чувственные пе­реживания сами по себе не могут тран­сформироваться в образы объектов. Глаз имеет дело со светом, но видим мы не свет, а источники света и освещенные предметы – столы, стулья, деревья, кам­ни и др. Нужна особая активность субъ­екта восприятия по построению обра­за предметных условий поведенческого пространства или, другими словами, по конструированию предметного пове­денческого поля.

Основой или средством открытия субъектом поля своего действия, т.е. по­строения образа поведенческого про­странства, может быть только собствен­ная его активность при решении задачи построения образа в виде своего пере­движение в пространстве и оценки вли­яния этих передвижений на субъектив­ные чувственные картинки среды. Это понимал и очень четко выразил А.А. Ух­томский, отметив, что «…образ поведе­ния определяет образ рецепции…» (Ух­томский, 1978, С. 255), «Рецептируемая среда изменяется в зависимости от обра­за поведения животного» (Там же, С. 254) и «Нужно нарочито действовать, чтобы хорошо отображать» (там же, С. 253). Передвижение субъекта в пространстве и манипуляции с объектом меняют его чувственные картинки, что позволяет соотносить контуры изображений с ре­альным объектом при контакте с ним. А это значит, что «зрение превращается в рассматривание, слух – в акустическое исследование» (там же, С. 255).

Поведенческое пространство, т.е. поле действий субъекта предметных ус­ловий может быть описано (как образ поля приспособительной деятельности) на разных чувственных языках – гладкая поверхность стола на свету блестит, при ощупывании она скользкая и холодная. Но первым таким языком мог быть толь­ко язык движений, и первый образ поля действия мог быть только моторным двигательным образом, обогащенным тактильными ощущениями от объектов в этом поле (Зинченко, 2010). Обобщая исследования восприятия А.Н. Леонтьев писал, что «… решающая роль в процес­сах восприятия принадлежит их эффе­рентным звеньям» (Леонтьев, 1975, С. 66).

Образ поля приспособительной дея­тельности строится как передвижением всего тела в пространстве, так и движе­ниями отдельных частей тела: конечно­стей, головы, органов чувств. Но первич­ным и главным остается передвижение в пространстве и манипуляции с объек­том. Именно двигательный образ стано­вится примером для построения обра­зов пространства поведения на языке других модальностей. Только собствен­ное движение в пространстве может «растянуть» плоское зрительное изобра­жение в объемное пространство с объ­емными предметами в нем. Этот эффект усиливается при наличии парных ре­цепторов, получающих одновременно немного отличающуюся информацию об одном и том же объекте.

Гениальный И.М. Сеченов проница­тельно указал, что глаз учится у руки об­следовать предмет, а Л.М. Веккер очень точно отметил важную роль тактильных ощущений в построении образа и появ­ления чувства достоверности в наличии объекта.

Приспособительное двигательное по­ведение приводило к изменению зрительных (и других модальностей) кар­тинок. Вначале это были побочные изменения субъективных картинок, как результат приспособительного поведе­ния, но затем субъект стал производить намеренные движения и не только пере­движения всего тела в пространстве, но и движения конечностей, головы и ор­ганов чувств (например, глаз) для выяв­ления эффектов изменений сенсорных картинок. К прагматическому приспосо­бительному поведению добавилось ис­следовательское поведение субъекта с главной функцией – построения образа предметных условий поля поведения, что специально подчеркивал А.В. Запорожец.

Главной функцией чувственных субъективных переживаний стало не выпол­нение ими роли знаков воздействия на рецепторы, как ориентиров, а участие в «открытии» субъекту предметных усло­вий поля его действий, его поведенческо­го пространства. Чувственные пережива­ния стали служить «телом» строящихся на основе собственной активности живых существ, образов предметных условий поля действия (предметов поведенческого пространства) и сенсорным чувственным языком описания этих объектов. В тер­минологии А.Н. Леонтьева они становят­ся чувственной тканью образов сознания (Леонтьев, 1975). Сам образ есть результат активности субъекта, прежде всего, двига­тельной, описывающего предметные ус­ловия поля своего действия на моторном и сенсорных языках.

У движений (и действий) субъекта есть еще одна важная роль – они обес­печивают впечатление достоверности наличия в поле действия реальных объ­ектов. Сопротивление объектов движе­нию субъекта и тактильные ощущения от них, успешное использование объек­тов в жизни субъекта создают у него чув­ство уверенности наличия физическо­го объекта в пространстве деятельности субъекта. Границы объекта «… обнаружи­ваются, как только деятельность субъек­та вынуждена подчиняться объекту» (Ле­онтьев, 1975, С. 62). В своих физических действиях субъект всегда имеет дело с объектами реального мира.

Особенно заметной роль собствен­ной двигательной активности субъекта при построении образа ситуации ста­новится в условиях инвертированно­го зрения или в специально созданных условиях (например, комната Эймса). В этих условиях субъект своими дейст­виями преобразует правдоподобный по некоторым критериям образ в предме­ты, адекватные своим действиям. Это означает, что образ объекта «строится» не органами чувств и мозгом (но с их помощью), а действующим субъектом по требованиям его деятельности и образ объекта не является его точной копией или полным знанием о нем. Образ – это искаженный в пользу приспособитель­ной деятельности предмет.

Каждый вид живых существ имеет свой набор биологически важных для него объектов и свои языки, на которых эти объекты описываются. Поэтому каж­дый вид открывает свое субъектное жиз­ненное пространство, свои миры, свое предметное наполнение поля дейст­вия, необходимое для успеха поведения. Л.С. Выготский говорил о том, что пси­хика искажает действительность в поль­зу организма, а А.Н. Леонтьев (Леонтьев, 1975) писал, что субъект «вычерпывает» из реальной действительности то, что ему необходимо. Поэтому образ по со­держанию всегда беднее объекта.

Один и тот же объект для разных ви­дов живых существ представлен по-раз­ному, в зависимости от того сенсорного языка, на котором объект описывается. Например, цветок в спектре видимого света выглядит иначе, чем в ультрафио­лете, а значит, объект и образ (как скон­струированный предмет) не совпадают между собой. Каждое свойство объекта может быть описано на разных сенсор­ных языках, о чем уже говорилось (поли­рованная поверхность объекта на свету – блестит, на ощупь – гладкая, по темпе­ратурным ощущениям – холодная).

Чувственное субъективное пережива­ние можно считать основным и эволю­ционно первичным элементом психи­ки. Образы поля действия с предметами в нем есть второй элемент психики, создаваемый собственной активностью субъекта. Но психика – это не только от­ражение. Отражение нужно для управления поведением, а чтобы управлять им на основе психики, надо иметь воз­можность на основе содержания обра­зов создавать пусковые и регулирующие команды, надо научиться действовать в плане образов так, как действует субъ­ект через различную мышечную актив­ность. Такое умение позволяет субъекту поведения находить новые способы поведения в новых, необычных для него условиях без реальных поведенческих проб. А эта задача требует развития представлений и воображения у субъек­тов действий, способности решать ими различные приспособительные задачи, т.е. мышления. Активность в субъектив­ном плане образов предметных условий поля действия есть третья составляющая психики.

Высказанные выше положения, ко­нечно, во многом гипотетичны, поэтому надо еще раз четко зафиксировать эти предположения для выделения логики рассуждений.

Первое предположение заключает­ся в утверждении природного биоло­гического происхождения психики. Начальной психикой можно считать чувственные субъективные переживания (чувствования), возникающие как ре­зультат взаимодействия живого сущест­ва с окружающей средой. Они возника­ют, благодаря особому свойству особых клеток живого существа реагировать на раздражение чувственным субъек­тивным переживаниям, делая владель­ца этих клеток (живое существо – орга­низм) субъектом переживаний. Из этих переживаний вырастают различные по модальности ощущения и эмоции.

Природная психика становится со­ставляющей приспособительной дея­тельности живого существа (ее субъективным звеном или операцией), поэтому ее содержание и функциони­рование определяется задачами дея­тельности (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). В.П. Зинченко (Зин­ченко, 2011) отмечает, что в исследова­ниях П.Я. Гальперина убедительно пока­зано, что психика находится «внутри» действия. Этим подтверждается позиция И.М. Сеченова и раскрывается положе­ние С.Л. Рубинштейна о единстве психи­ки и деятельности.

Сама приспособительная деятель­ность рождается из свободной спон­танной активности живого существа, присущей ему по природе живого, поэ­тому, видимо, надо решать не проблему происхождения свободной активности человека, а проблему порождения де­терминированной задачами жизни при­способительной деятельности из пер­вичной свободной активности живого существа, которая никуда не исчезает в онтогенезе.

Такая позиция помещает психоло­гию в сферу естественнонаучных дис­циплин, занимающихся исследованием живого. Но естественнонаучной дисци­плиной психология может оставаться только до появления человека как соци­ального существа и личности, действу­ющей в мире не только ради своих потребностей и личной выгоды, но и ради собственного решения – «надо», живущей не только в физическом мире, но и в мире культуры. А.Н. Леонтьев специ­ально подчеркивал, что восприятие че­ловека основано не только на личном опыте, но и на общественной практике (Леонтьев, 1975, С. 69).

Второе утверждение (точнее пред­положение) заключается в том, что чув­ственное субъективное переживание, используемое субъектом вначале в ка­честве ориентиров поведения, стано­вится строительным материалом для по­рождения образа предметных условий поведенческого пространства и сенсор­ным чувственным языком для описания объектов внешнего мира.

Третье утверждение признает, что образ поля действия и отдельных объек­тов в нем не может строиться как тран­сформация (преобразование) следов вза­имодействия, а создается только за счет собственной активности субъекта, пре­жде всего, мышечно-двигательной. Соб­ственное передвижение в пространстве и манипуляции с объектами обеспечивают первичную достоверность воспринимае­мых предметов поля действий как свиде­тельства наличия объектов в поведенче­ском пространстве. Главным свойством образов является их пространственное совпадение с реальными физическими объектами в поведенческом пространст­ве, но только в пределах поведенческого пространства. Вне поля действий это сов­падение исчезает – параллельные линии зрительно сходятся в одну точку, пропа­дает константность величины, формы, цвета предметов и т.д.

Четвертое представление заключа­ется в утверждении превращения пси­хики из служанки деятельности в хозяина способа жизни человека и его превращения из биологического суще­ства в существо социальное и личность (В.А. Иванников).

Переход человека к трудовой дея­тельности как к основному и главному способу его жизни позволяет ему стать социальным существом и личностью, живущей не только в пространстве природы, но, главным образом, в пространстве общества и пространстве межлич­ностных отношений (пространство культуры), что невозможно без появ­ления сознания. Становление человека как социального существа меняет статус психики – психика человека не столь­ко адаптирует его к наличным услови­ям жизни, сколько конструирует новые способы, новые средства и новые усло­вия жизни, влияющие не только на чело­века, но и на жизнь многих видов живых существ (то, что К. Маркс называл исто­рической природой).

Психика человека начинает функци­онировать не только как составляющая приспособительной деятельности, ее субъективное звено, но и как поле само­стоятельной произвольной активности человека как духовного существа, живущего в особом пространстве, которое складывается в плане сознания как поле активности человека, решающего твор­ческие, конструктивные задачи, зада­чи поиска смысла жизни и своего места в ней через произвольные психические процессы, функционирующие как выс­шие психические функции личности.

Главной особенностью психики чело­века считается его сознание. Но содер­жание понятия «сознание», к сожалению, до сих пор остается неопределенным, несмотря на серьезные исследования различных аспектов этой проблемы в зарубежной и отечественной психо­логии (В.М. Аллахвердов, А.В. Карпов, В.Ф. Петренко, Г. Хант и др.).

Можно указать на три наиболее часто встречающихся понимания сознания.

Сознание понимается как специфи­ческая форма психики, присущая толь­ко человеку. Это природная особенность психики человека как представителя особого вида живых существ.

В советской психологии сознание чаще всего понималось как продукт со­циального бытия человека. Практиче­ски общепринято, что сознание является приобретенным умением человека отда­вать себе отчет в том, что он сейчас дела­ет, делал раньше или только собирается делать. Задача слежения за собой диктуется требованиями общества, которые человек выполняет посредством своей произвольной намеренной активности.

Третье понимание сознания связано с познавательной и преобразующей (конструктивной) деятельностью че­ловека, создающей новые условия его жизни. Сознание выступает как особый высший уровень познания мира, а чело­век – как идеальный (т.е. совершенный) субъект познания и преобразующей дея­тельности (Панов, 2011).

Каждое из этих пониманий сознания похоже на правду. Но трех истин не бы­вает, поэтому надо искать в них то общее, что может их объединить, или признать, что это разные способности психики че­ловека и понятие сознания надо закре­пить лишь за одной из них. Конечно, возможны и другие решения проблемы сознания, но эти решения должны четко выделять критерии сознания как особой формы или уровня психики.

Если мы принимаем положение, что сознание есть способность или умение отдавать отчет о своих поступках, жела­ниях, мыслях и о других психических процессах, то мы получаем возможность объяснять способность человека работать со своими желаниями и идеями, стыдиться их или испытывать гордость за себя, анализировать свои личностные выборы и ставить задачу изменения са­мого себя. Но при таком понимании со­знания оно никак не участвует в постро­ении образа мира и в управлении своей деятельностью на основе такого образа.

Если сознание понимать как осо­бый, более сложный уровень познания (и управления своей деятельностью), на котором субъект создает не чувственные знания в виде информации или сведе­ний о предметных условиях пространства своей приспособительной деятельности, а знания в виде понимания мира (внечув­ственные знания), в котором человек жи­вет как существо социальное, существо ду­ховное, как личность, ориентирующаяся не только на физические и биологические условия деятельности, но и на условия, по­рождаемые обществом, в том числе, куль­турой, то мы можем объяснить способ­ность человека к созидательной трудовой деятельности, к созданию и восприятию литературных, музыкальных, живопи­сных и научных произведений. Эта спо­собность к пониманию мира, в том числе, и своего общественного и духовного бы­тия предполагает и возможность позна­ния самого себя как личности, отвечаю­щей за свои деяния в мире, переживающей свои неудачи и радующейся за свои до­стижения, отстаивающей свои ценности и при необходимости перестраивающей саму себя. Эта работа личности, как и само ее существование, невозможны без появ­ления плана (сферы) сознания, в котором представлен и мир, и человек.

Такое понимание сознания означа­ет, что способность отдавать себе отчет о своих делах и содержании психических процессов является составной частью по­знавательной активности человека. И тог­да сознание надо понимать не как осо­бую форму психики, а как особую работу в субъективном пространстве психики. И результат этой познавательной работы – это не столько анализ психических яв­лений (рефлексия), сколько понимание мира и самого себя в этом мире, в соответ­ствии с которым человек реализует себя как социальное, духовное существо.

Высказанные нами положения во многом гипотетичны и мы надеемся на обсуждение этих важных для психоло­гии вопросов.

Литература:

А ллахвердов В.М. Размышление о науке психологии с восклицательным знаком / В.М. Аллахвердов. – Санкт-Петербург, 2009.

Веккер Л.М. Психика и реальность / Л.М. Веккер. – Москва: Смысл, 1998.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1-6 / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1982-1984.

Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – Москва: МГУ, 1976.

Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – Москва: Высшая школа, 2002.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. / А.В. Запорожец. – Москва: Педагогика, 1986.

Зинченко В.П. Мои Учителя и Заслуженные собеседники / В.П. Зинченко // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. – Москва: РОССПЭН, 2011.

Зинченко В.П. Сознание и творческий акт / В.П. Зинченко. – Москва: Языки славянских культур, 2010.

Иванников В.А. Основы психологии / В.А. Иванников. – Москва: Питер, 2010.

Карпов А.В. Психология сознания / А.В. Карпов. – Москва: Издательский дом РАН, 2011.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва: Политиздат, 1975.

Леонтьев А.Н. Философия и психология / А.Н. Леонтьев. – Москва: МГУ, 1994.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Лентьев. – Москва: МГУ, 1981.

Миракян А.И. Контуры трансцендентальной психологии.ю Кн. 1. / А.И. Миракян. – Москва: Ин-т психологии РАН, 1999.

Миракян А.И. Контуры трансцендентальной психологии. Кн. 2. / А.И. Миракян. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2004.

Панов В.И. Парадоксы изучения психики и возможность их преодоления / В.И. Панов // Национальный психологический журнал. – 2011. – №1 (5). – С. 50-54.

Панов В.И. Экопсихология. Парадигмальный поиск / В.И. Панов. – Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014.

Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма / В.Ф. Петренко. – Москва: Новый хронограф, 2010.

Петренко В.Ф. Взаимосвязь квантовой физики и психологии сознания / В.Ф. Петренко, А.П. Супрун // Психологический журнал. – 2014. – Т.35. – №6. – С. 69-85.

Проблема сознания в философии и науке / под ред. Д.И. Дубровского . – Москва: Канон+, 2009.

Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. – Москва: Педагогика, 1973. – С.136-158.

Сеченов И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов. – Москва: Учпедгиз, 1953.

Соколов Е.Н. Нервная модель психики и ориентировочный рефлекс / Е.Н. Соколов // Вопросы психологии. – 1960. – №4. – С. 61-72.

Ухтомский А.А. Избранные труды / А.А. Ухтомский. – Ленинград: Наука, 1978.

Хант Г. О природе сознания / Г. Хант. – Москва: Из-во Института трансперсональной психологии, 2004.

Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека / В.Д. Шадриков. – Москва: Логос, 2010.

Для цитирования статьи:

В.А. Иванников. О природе и происхождении психики. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 15-23.

Vyacheslav A. Ivannikov. (2015) On the nature and origin of the human psyche. National Psychological Journal. 3, 15-23

В. Иванников

ПСИХОЛОГИЯ - НАУКА О ЗАКОНАХ ПСИХИКИ

Сегодня психология участвует не только в решении научных задач, но и в реальной жизни, помогая развиваться конкретным коллективам, семье, отдельному человеку.

При выделении психологии как отдельной науки никто не ду­мал о разделении ее на отдельные отрасли, связанные с различ­ными сферами жизни человека. Психология была единой наукой, изучавшей все проявления психики человека и животных, поэтому при выделении прикладных отраслей традиционный раздел психо­логии получил название общей психологии.

Что изучает общая психология?

Человек думает, говорит - он обладает речью и мышлением. Человек вспоминает просмотренный кинофильм, мечтает об отпус­ке - это возможно благодаря памяти и воображению. Жизнь лю­бого из нас наполнена волнениями о разных событиях, которые радуют или огорчают, то есть вызывают определенные чувства. Ежедневно мы стремимся к чему-либо, проявляя волю и настой­чивость в достижении малых и больших целей.

Человеческие ощущения, восприятие, внимание, память, мыш­ление, речь, воображение, чувства, воля - все это отдельные сто­роны нашей психики, или психические процессы.

Каждый из нас отличается личными устойчивыми особенностя­ми, более или менее постоянными качествами. Один любит рыб­ную ловлю, другой - заядлый коллекционер, у третьего - «божий дар» музыканта. Стало быть, у нас разные интересы, разные спо­собности. И вообще мы все очень разные. Один веселый, другой спокойный, третий вспыльчивый. Интересы, способности, темпера­мент, характер-это психические свойства человека.

Но наличие устойчивых психических свойств не означает, что человек постоянно пребывает в одном и том же состоянии. Порой мы бываем угрюмы, раздражительны, тревожны, порой - веселы, общительны, а иногда испытываем мучительный разлад с собой. Это психические состояния.

Все эти процессы, состояния, свойства личности, связанные в один тугой узел, и составляют наш внутренний мир, нашу душев­ную жизнь, то есть психику. А наука, изучающая психику человека, общие закономерности психической деятельности,- это и есть общая психология. И еще: выделение отраслей этой науки, в дру­гие, самостоятельные области - это, с одной стороны, требование жизни, а с другой - показатель зрелости психологии. Показатель того, что она приобрела способность решать задачи многих обла­стей жизни. Это прорыв психологии в практику.

За сто лет, прошедших со времени создания первой лаборато­рии экспериментальной психологии, были разгаданы многие тайны мышления, внимания, памяти и других психических процессов. Открывались новые факторы, которые не могли быть доступны простому наблюдению. Так, например, ученые выяснили, что по­строение образа предметов является активной работой всего организма, начиная от двигательной активности органа восприятия до общей физической активности человека. Казалось бы, чтобы уви­деть предмет, достаточно перевести на него взгляд. Но какую ра­боту проделывают при этом наши глаза! Попробуйте во время фотосъемки потрясти свой аппарат - вместо четкой фотографии вы получите смазанное изображение. А вот глаз практически ни­ когда не находится в покое, он постоянно движется (эти движения очень малы и потому незаметны), однако без помех воспринимает движущиеся предметы. Более того, такое состояние глаз, как ока­залось, есть необходимейшее условие нормального восприятия предметов. Остановить глаз невозможно, он постоянно либо совер­шает небольшие скачки в разные стороны, либо медленно «дрей­фует». Чтобы видеть, глаз должен постоянно двигаться, «ощупы­вая» предметы и выискивая наиболее характерные признаки объ­ектов, по которым те опознаются. >

Интересные и неожиданные результаты были получены при исследовании памяти. Очень многие жалуются на свою память. Если человеку показать тридцать слов или цифр, то из них он обычно запоминает с первого раза пять-семь, в иных случаях семь-девять. Но оказалось, что помним мы гораздо больше, толь­ко быстро забываем. Если эти тридцать слов расположить табли­цей, то есть в виде пяти строк, каждая из которых включает шесть слов, и, показывая на короткое время, попросить запомнить слова каждой строки, то результаты не меняются, однако если, сразу после того как изображение исчезает, указать, какую строч­ку надо воспроизвести, испытуемый почти без ошибок делает это. Значит, какое-то время испытуемый помнит почти все. А потом этот материал не откладывается в памяти, с тем чтобы его можно было извлечь в нужное время. Обычно мы запоминаем не все, что видели или слышали, а то, что надо для дела. Много усилий уде­ляют психологи изучению человеческого мышления. В обыденной речи мышлением называют самые различные психические явления. Мы говорим: «Я думаю о своем сыне», «Я думаю о летнем отды­хе». Но чаще всего это не мысли, а воспоминания, образы вообра­жения, мечты. Мысль - всегда решение какой-либо новой задачи, анализ ее условий, выбор путей, которые могут привести к нужно­му результату, и их опробование. И в повседневной жизни подлинное мышление - не такое уж частое событие. Большую часть сво­их поступков мы совершаем не задумываясь, по привычному шаблону.

Попробуйте решить вот такую задачу: из емкости, вмещающей 15 литров воды, надо отлить ровно 3 литра, но вам дали всего две мерки - 8 и 5 литров. Вы без труда решаете такую задачу: надо вначале взять из емкости 8 литров, а затем из них отлить 5 и ос­танется нужных 3 литра.

Решите еще несколько таких задач:

Емкость Мерки Надо получить

    12 л 6 и 2л 4л

    16 л 9 и 3л 6л

    10 л 7 и 4л 3л

4. 8л 4 и 2л 2л

Если вы задачи № 3 и 4 решили тем же способом, что и две первые задачи, то вы, действуя привычно, не заметили, что есть более простой способ их решения: № 3-10-7=5=3, № 4- от 8 сразу отнять искомых 2 литра. Это следствие сформировавшейся установки на способ решения аналогичных задач.

Каковы законы движения мысли? Как перед человеком возни­кает мыслительная задача, каким образом отыскиваются способы ее решения, от чего зависит успешность решения? Все эти и мно­гие другие вопросы служат предметом изучения психологов. Ре­зультаты, полученные в психологических исследованиях мышления, не только помогают понять движение человеческой мысли, но име­ют важное значение при создании «думающих» машин, воспроиз­водящих некоторые стороны мыслительной деятельности человека. В настоящее время одна из центральных проблем - разработ­ка психологии личности, поиск ответа на вопросы о том, что пред­ставляет собой личность, чем она определяется: какое значение имеют врожденные биологические особенности человека и какое - социальные условия жизни, в которых складывается личность. Идет интенсивное изучение внутренних побудительных сил поведе­ния, деятельности человека - его потребностей, интересов, убеж­дений, установок и причин, их определяющих. Для дальнейшего развития нашего общества первостепенное значение имеет ясное понимание того, что такое всесторонне развитая, гармоническая личность, в чем состоит своеобразие способностей человека к раз­ным видам деятельности, каковы условия, ведущие к их развитию и проявлению.

Но главная задача общей психологии - создание теории пси­хики, объединяющей и объясняющей все полученные в исследова­ниях факты и закономерности. И первые вопросы, которые возни­кают при построении такой теории,- вопросы о роли психики в животном мире, о тех функциях, которые она выполняет в эволю­ции и в жизни каждого организма, о механизмах психического отражения предметов, явлений, закономерностей окружающего мира. Эти вопросы общая психология решает в тесной связи с зоо­психологией и психофизиологией.

В 20-х годах нашего века советский ученый А. Н. Северцев по­ставил вопрос об эволюционной роли психики. Он пришел к выво­ду, что приспособление высших животных с их сложной организа­цией к быстро меняющимся условиям внешней среды было бы невозможно без изменения их поведения, регулируемого психикой. В работе советского психолога А. Н. Леонтьева были показаны необходимость и условия появления и развития психического от­ражения - от простейшей чувствительности до сложных форм че­ловеческого сознания.

Психическое отражение представляет собой важнейшее звено человеческой деятельности, благодаря которому осуществляется ориентировка в окружающем мире, необходимая для того, чтобы направить практические действия на удовлетворение материаль­ных и духовных потребностей.

Человеческая психика в отличие от психики животных име­ет общественно-историческую природу: она складывалась и со­вершенствовалась в ходе развития общества, в результате ус­воения каждым новым поколением опыта предшествующих по­колений.

В понимании психики большую роль играет изучение ее мозго­вых механизмов. Так, например, исследование процессов, проис­ходящих в мозгу при воздействии внешних раздражителей, позво­лило понять, почему каждый новый раздражитель (стимул) выде­ляется на фоне других, воспринимается ясно и четко. Если при этом регистрировать физиологические реакции человека, то можно проследить, скажем, сужение сосудов руки и расширение сосудов головы, движения глаз и головы в направлении к месту раздра­жителя; при этом отмечаются также изменения электрофизиоло­гической активности мозга и другие реакции, обеспечивающие наилучшие условия восприятия данного и последующих раздра­жителей. Этот комплекс реакций был назван ориентировочной реакцией.

Если стимул повторяется несколько раз, то описанные реакции на него уменьшаются вплоть до полного исчезновения, а сам сти­мул перестает обращать на себя внимание: либо вовсе не замеча­ется, либо почти сливается с фоном. Были выделены нейроны, которые меняют свою активность по мере повторения стимула. Одни нейроны (их назвали нейронами новизны) вначале отвечают на новый стимул усилением своей активности, но по мере повторе­ния стимула их активность уменьшается, а потом и вовсе исчезает. Другие (нейроны привыкания) при появлении нового стимула тор­мозят активность, а по мере повторения постепенно восстанавли­вают ее до прежнего уровня. Команды от этих нейронов поступа­ют в соответствующие центры, выключая один и возбуждая дру­гой. В результате одни реакции прекращаются (например, текущая деятельность), а другие появляются (сужение или расшире­ние сосудов, изменение чувствительности органов чувств и т. д.). При повторении раздражителя нейроны новизны и привыкания меняют свою активность и ориентировочная реакция угасает.

Закономерности возникновения и угасания ориентировочных реакций, установленные психофизиологией, дают возможность объ­яснить многие факты внимания и восприятия, их учет оказывается необходимым для выявления оптимальных условий функциониро­вания психических процессов.

Все прикладные отрасли психологии, решая свои собственные теоретические и практические задачи, обогащают общую психоло­гию новыми фактами и идеями, на основе которых разрабатывает­ся общая теория - фундамент всех отраслей психологии. У общей психологии, как и у многих областей психологического знания, имеется хорошая возможность для своего дальнейшего развития...

Общая психология помогает объяснить различные типичные явления психики, помогает устанавливать причины психических явлений. Психологические знания о свойствах памяти, ощущени­ях, представлениях, волевых качествах и т. п. позволят современ­ным родителям увидеть индивидуальные особенности своих детей, обнаружить у них зарождение новых, очень важных для будущего качеств, новых чувств, новых черт воли и формирующегося харак­тера. Информированность в вопросах психологии удержит от оши­бок в воспитании, проистекающих из упрощенных житейских представлений о психических явлениях. Знание общей психологии крайне важно для самосознания и самовоспитания.

Иванников В. Психология сегодня.- М., 1981.-С. 15-21.

В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии сс наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности.
Это нс просто учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название «психика». В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий «поведение - деятельность», «психика - сознание - бессознательное», представление о природе и сущности человека. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», будет полезна аспирантам и педагогам.
Книга рекомендована Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Философский анализ психики.
В этой лекции мы проведем философский анализ психики. С самого начала я хотел бы отметить, что это понятие вводится в психологию двояким образом.

Во-первых, оно вводится как объяснительное, т. е. призванное объяснить известные факты учета в своем поведении человеком и животными событий и предметов внешнего мира до реального физического столкновения с ними, т. е. до физического контакта. Первичным фактом для психологии является не наличие какой-то неясной по природе таинственной психики, а способность некоторых живых существ учитывать в своем поведении внешний мир, считаться с ним при выборе способа поведения и его осуществлении (предметы, события, явления). Учитывать не физически, сталкиваясь с ними, а заранее, до физического взаимодействия с объектом или до наступления определенных событий. Чтобы объяснить эти факты, предлагается знаменитое не только для психологии решение - объект, проявляющий такое необъяснимое качество или поведение, наделяется особой способностью, котопая позволяет понять это необъяснимое (например, наличие флогистона у горючих предметов). Живые существа, способные к такому поведению, наделяются способностью отражать внешний мир, т. е. душой или психикой, как одной из форм отражения.

Вы понимаете, что в этом случае психика вводится не как факт, реальность или, точнее, не как название реальности, а как объяснительное понятие (теоретический конструкт), призванное как-то интерпретировать особенности поведения живых существ, в частности их способность заблаговременного учета предметной среды. С помощью такого теоретического конструкта мы получаем возможность объяснить то, что непонятно. Другое дело, что этот теоретический конструкт со временем принимается за название реальности и обрастает массой подробностей, свойств и характеристик, которые надо изучать и объяснять.

Содержание
Предисловие
Часть первая. Введение в психологию
Лекция 1. Психология как наука и практика. Предмет и задачи психологии
Лекция 2. Философский анализ психики
Лекция 3. Эмпирические характеристики психики. Критерии психического. Необходимость психики в эволюции
Лекция 4. Поведение и деятельность. История исследований
Лекция 5. Деятельность
Лекция 6. Поведение и психика животных
Лекция 7. О природе и сущности человека
Лекция 8. Присвоение общественно-исторического опыта и формирование высших психических функций
Лекция 9. О сознании
Лекция 10. О сознании и бессознательном
Часть вторая. Мотивационная сфера личности
Лекция 11. Личность
Лекция 12. Потребности
Лекция 13. Субъективная представленность и опредмечивание потребностей
Лекция 14. Эмоции
Лекция 15. Мотивация деятельности
Лекция 16. Воля
Часть третья. Познавательная сфера личности
Лекция 17. Ощущение и восприятие
Лекция 18. Мышление
Лекция 19. Внимание
Лекция 20. Память
Послесловие.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы психологии, Курс лекций, Иванников В.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Предлагаемый учебник подготовлен на основе лекционного курса, который автор читает на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Главное предназначение учебника - дать будущему бакалавру основы психологии, сформировать профессиональное мышление психолога. Поэтому основное внимание уделяется не изложению фактов и теорий, а логике поиска адекватных решений различных проблем психологии. Большое место уделяется анализу основных понятий психологии, их способу введения в науку, изменениям их содержания в истории. Психология представлена автором как незавершенная наука, в которой есть место для собственных размышлений и предложений студента, начинающего изучать психологию. Каждая глава издания содержит резюме и контрольные вопросы, которые помогут обучающимся закрепить полученные знания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Иванников В. А. – заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик РАО.

    Иванников В. А. родился 1 марта 1940 года. В 1966 г. закончил отделение психологии философского факультета МГУ и в 1969 г. аспирантуру факультета психологии МГУ с защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук (тема: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям»). В диссертации рассматриваются особенности поведения в ситуации неопределенности и разной значимости событий.

    В 1989 г. защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Психологические механизмы волевой регуляции». Последние годы круг научных интересов связан с исследованием потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности. В 1992 г. получил учёное звание профессора. В 2005 г. присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета».

    С 1975 года читает курс общей психологии и спецкурс «Психология воли» на факультете психологии МГУ. Под его руководством выполняются курсовые, дипломные и диссертационные работы (подготовлено 13 кандидатов наук).

    С 1973 по 1983 годы Иванников В.А. работал заместителем декана факультета психологии по учебно-методической работе, а с 2000 по 2005 гг. - был заместителем декана по работе .

    В.А. Иванников постоянно ведёт большую методическую работу в рамках факультета и страны. Он был ответственным секретарем Научно-методического совета по психологии при Минвузе СССР. С 1993 г. по 1997г. - зам. председателя научно-методического Совета по психологии Госкомитета по высшей школе РФ, а с 1997 по 2001 год - ответственный секретарь Координационного совета по психологии при Минобразования России. С его участием разрабатывались учебные планы и стандарты подготовки психологов.

    Много лет Иванников В.А. входит в состав административного и специализированных советов по защите диссертаций. В настоящее время является зам. председателя .

    Круг научных интересов Иванникова В.А. - проблемы общей психологии и психологии личности. Он автор оригинальных подходов к пониманию потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности человека; автор концепций социальной помощи детям и взрослого населения. Им опубликовано более 100 работ, в том числе 3 монографии и 5 учебных пособий. Основные работы: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям» (1978), «Психологические механизмы волевой регуляции» (1991, 1998, 2006), «Основы психологии» (2010), «Общая психология» (2014).

    В.А. Иванников - участник многих Всесоюзных и Всероссийских конференций и съездов психологов, неоднократно выступал с пленарными докладами, был председателем и зам. председателя оргкомитетов Конференций и Съездов психологов.

    С 1992 по 2003 г.г. Иванников В.А. был руководителем целевой федеральной программы «Дети Чернобыля», а с 1995 по 2003г. - руководителем президентской программы «Дети России» при Министерстве образования. С 1993 г. по 2003г. вел Российско-Нидерландскую программу «Дети группы риска». Под его руководством была создана комплексная служба помощи детям в Люберецком районе Московской области.

    В 1992 г. избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Избирался членом бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО. В 2015 г. избран академиком Российской академии образования.

    Награжден медалями: Ушинского, «Ветеран труда», «850-лет г. Москва», Золотой медалью РАО «За достижения в науке». Отмечен различными знаками МГУ им. М.В. Ломоносова и губернатора Московской области, имеет звание «Отличник народного просвещения.

    Основные публикации

    1. Общая психология. Учебник. М. Юрайт. 2014. 480 с.
    2. Основы психологии. Курс лекций. М. - С-Пб. Питер. 2010 г. 327с.
    3. Психологические механизмы волевой регуляции. М.- С-Пб. Питер. 2006. 204 с.
    4. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М. МГУ. 1978. 112 с.
    5. Психология сегодня. М. Знание. 1981. 93 с.
    6. Волевая саморегуляция процесса мотивации. Психологические исследования. 2014. Т.7. №35. URL. http://psystady.ru
    7. Место понятия «воля» в современной психологии. Вопросы психологии. №2. 2014. с.15-23.
    8. Идеи А.Н.Леонтьева и их значение для современной психологи. Культурно-историческая психология. . №4. 2013с. 29 – 35
    9. Понятие личности в психологии // Вопросы психологии. №5. 2012 с.125-132.
    10. Нужно ли психологии понятие деятельности? // Вопросы психологии. №5. 2011, с.91-101.
    11. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии. №1. 2006г. с. 48-52.
    12. Анализ потребности-мотивационной сферы с позиций теории деятельности // Мир психологии. № 2. 2003. с.139-145.
    13. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии. №1. 2005. с.51-55.
    14. Потребности как жизненные задачи // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1997, №1. с.14-20.
    15. Воля: миф или реальность? // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. №2. 1993.с. 70-73.
    16. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. №3. 1990, с. 39-40.
    17. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. № 5. 1986. с. 132-147.
    18. Произвольные процессы и проблема воли // Вестник МГУ. Сер.14. Психология.№2. 1986 с. 18-29.
    19. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 3.
    20. Проблема потребности в теории деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. № 2. 1983. с. 20-26.

    Темы курсовых и дипломных работ

    • Понятие деятельности в психологии (1 курс)
    • Понятие личности в психологии (1 курс)
    • Понятия психика и отражение (1 курс)
    • Понятие воли в истории психологии (2 курс)
    • Понятие потребности в психологии (2 курс)
    • Процесс мотивации как выбор предмета потребности и построение побуждения к действию (2 курс)
    • Проблема потребности в психологии (3-5 курс)
    • Мотивация деятельности (3-5 курс)
    • Психологические механизмы волевой регуляции (3-5 курс)
    • Развитие волевой регуляции и волевых качеств личности (3-5 курс)

    Руководство диссертациями

    • 2010

    • 2008
      Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
    • 2008
      Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
    • 2004
      Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
    • 2000
      Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
    • 1998
      Кандидатская диссертация по специальности 19.00.13; 19.00.05 (психол. науки)
    • 1997
      Кандидатская диссертация по специальности 19.00.05 (психол. науки)
    • 1996
      Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
      Автор: