Все о тюнинге авто

Так ли безобидны детские прозвища и клички

Вообще-то ничего страшного в прозвищах нет. Иные выросшие дети и через много-много лет, став взрослыми, радостно отзываются на «Привет, Капитан!», «А помнишь, Чижик...». Другое дело, если кличка, которой наградили вашего ребёнка соседские ребята, уничижительна. Чуркин, который стал Чурбаном, или подросток Сашка, побывший Букашкой, а потом переименованный в Опарыша.

Говорят, дети жестокий народ. Они придумывают порой такие «кликухи», что вам и не снилось. На самом деле они просто меньше думают о последствиях и больше поддаются порывам. Обозвали - расшумелся, ой, весело! А зачастую и сами взрослые создают условия для детской бестактности.

«Мальчик, тебя как звать? - пытает трёхлетнего Вадима дотошная соседка. - Вова или Дима?» Малыш смотрит на маму (та ободряюще улыбается) и вдруг говорит: «Меня зовут... Ёжик... и Оболтус». Все, естественно, хохочут. Малыш недоумённо хлопает глазами и тоже смеётся. Пока ему не обидно. Он не понимает, в чём соль, и готов согласиться на «оболтуса». А потом, возможно, уже настолько привыкнет к прозвищу, что не сможет ни заметить, ни восстать против его уничижительного смысла.

Обидные клички-дразнилки не так и безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они - словно маска, которую подсовывают ребёнку, и он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того чтоб приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени.

Но что интересно: к одним из детей не прилипают никакие обзывательства (подразнили - и перестали), к другим приклеиваются намертво. Почему?

Нормальный ребёнок к имени собственному относится столь трепетно, что любое искажение (случайное, а тем более намеренное) воспринимает как атаку, как покушение на свою личность. Помню, как наш Лёня, будучи ещё второклассником, из школы пришёл хмурый, швырнул ранец в один угол, сам сел в другой, вздохнул и задумался: «Меня опять обзывают». «Опять Леопольдом?» - спросила я. «Нет, теперь каким-то Лениным». - «А ты?» - «Я борюсь и обзываюсь на них». Я хихикнула (во поколение, о Ленине не знают), но, так как человек действительно страдал, поняла, что надо принимать меры.

Что делать ребёнку, которого дразнят? Что делать родителям ребёнка, которого дразнят? Можно доказывать и малышу, и себе, что это ерунда. Можно с гиканьем гоняться за обзывателями в надежде поймать и выдрать. Но это мало помогает, дразнить не перестанут, просто делать это будут исподтишка.

По-настоящему действенно мы можем помочь только одним: дать совет. А совет очень прост: «Не реагируй никак». Не делай ничего. Называют обидной кличкой - не откликайся, обзываются - не реагируй. Веди себя как ни в чём не бывало - это же не к тебе обращаются. Ты-то Леонид. Дразнить интересно того, кто реагирует: злится, обижается, возмущается. Протестует. А ты не обижайся и не злись. Не отзывайся - это зовут не тебя. Запомни: все чужие имена, клички и прозвища к тебе отношения не имеют. Обидчикам надоест, когда они поймут: никакие клички и прозвища к тебе не относятся».

Этот простой совет, который вы дадите своему ребёнку, - на самом деле очень действенное средство. Но чтобы ребёнок смог воспользоваться им, необходимо воспитать в юном человеке - буквально с пелёнок - чувство собственного достоинства. И самого его никогда не обзывать, не унижать. Ни-ког-да. И не позволять это делать ни-ко-му.

(Казань, 1 апреля, «Татар-информ»). Звезды шоу-бизнеса производят впечатление уверенных в себе, а когда и до неприличия самовлюбленных людей. На самом деле такой эгоцентризм для многих из них становится лишь ответом на перенесенные в прошлом обиды. И школьные прозвища, смешные, а порой жестокие, часто играют заметную роль в становлении личности. Папарацци постарались разобраться в этом деликатном вопросе на примерах знаменитостей различных возрастов и сфер деятельности.

Обладательница яркой внешности, известная телеведущая и бывший депутат Госдумы, в детстве вовсе не считалась первой красавицей класса. Марину Садкову (а именно так звучит настоящее имя девушки) долгое время считали дурнушкой и называли обидными прозвищами. "Из детства у меня полно комплексов, - признается она. - Я не была красивым ребенком, подростком, девушкой. И то, что я впоследствии чего-то добивалась, во многом было обусловлено желанием доказать всем, что я не "мухомор", как меня называли в школе".

Актрисе понадобились годы, чтобы принять собственную внешность, а в школе будущей кинозвезде пришлось пострадать из-за жестокости товарищей. "Сколько подушек было выплакано! - с горечью вспоминала актриса. - В школе меня дразнили "каланчой" и просили "достать воробушка". Это были страшные оскорбления. Я ходила, сутулясь, голову опускала вниз. Ужасно мне было себя жалко! Я и сейчас не могу сказать, что нравлюсь себе. У меня, например, большое тело и маленькая голова. Но при этом я позволяю себе бриться почти наголо. А еще у меня длинный нос и, скажем так, своеобразная фигура. Но я благодарна Богу, что он дал мне хотя бы это".

Будущий режиссер в детстве был очень занятым и важным ребенком. Сын автора гимна Советского союза посещал спецшколу, театратальную студию и музыкальную школу по классу фортепьяно. Общаться со сверстниками при такой загруженности маленький Никита не хотел или не мог, за что его называли Барчуком или Пижоном. Еще бы! Ведь Михалков мог опоздать в школу и заявить, что не выспался из-за того, что Рихтер чуть ли не до утра играл в их гостиной, а Кассиль читал у них допоздна свои произведения.

Телеведущая, бывшая "Мисс Вселенная", могла ли она еще в школе знать о своем блестящем будущем? Тогда маленькой Оксане очень доставалось от товарищей, и она до сих пор помнит первые детские обиды. "Я лишь недавно поборола в себе детские комплексы, а их у меня было немало. Мне не хватало родительской любви. Я долго страдала по поводу своего высокого роста, из-за чего одноклассники дразнили "большой птицей", - делилась Федорова. Из-за насмешек она постоянно сутулилась, и пробемы с осанкой окончательно выправились только несколько лет назад.

Популярный актер и телеведущий с прекрасным чувством юмора в школе еще не обладал ни внешней привлекательностью, ни особой харизмой. В общем, для одноклассников он стал легкой мишенью для издевой.

"Съездив в Ашхабад к родственникам папы, я жутко располнел... Хотя сказать "располнел" — значит ничего не сказать. Я был ужасающе жирным! До восьмого класса сверстники дразнили меня: "Жирная бочка родила сыночка!" - с горечью вспоминает актер. Лишний вес оставался самой большой проблемой Нагиева и мешал ему нормально строить отношения со сверстниками. Все изменилось в 17 лет, когда за лето Дмитрий похудел на 12 килограммов и, наконец, утратил обидное прозвище "Жирная бочка".

Если бы фамилия этой певицы действительно была Ваенга, один бог знает, как ее могли бы обзывать в школе. Но до того, как выбрать звучный псевдоним, Елена долгие годы была Леночкой Хрулевой, и прозвище у нее было соответствующее. Как вспоминает одна из учительниц певицы, в детстве она много дралась, за что и получила кличку от одного из противников. "Дралась особенно часто с очень хулиганистым Сережей Мажуриным, - вспомнила педагог. - Он к ней, думаю, неровно дышал. И прозвище ей придумал - Хрулюська".

Как известно, до начала артистистической карьеры Диму Билана звали Виктором Беланом, отсюда и его школьное прозвище. По словам артиста, одноклассники дразнили его всевозможными производными от слова "белка" или же просто называли Певцом. А за недюжинный талант в игре в прятки Диму даже прозвали Шерлоком Холмсом.

Актриса, сценарист и режиссер и сегодня остается белой вороне на фоне прочих звезд светской тусовки. Как оказалось, Рената Литвинова привыкла держаться особняком еще со школьных времен. "С одноклассниками я не особо ладила, - рассказала актриса. - Просто была слишком длинной, и меня обзывали "Останкинской башней" - все мальчики были мне буквально по пояс. Потому всегда страдала от их беспросветности и торопилась домой".

Актриса и телеведущая до того, как окончательно стать для всей страны Красной Шапочкой, примерила на себя еще пару кличек. "Меня дразнили Янка-обезьянка, а отец, мечтавший о сыне, называл Яшкой, - говорит Поплавская. - А после выхода на экраны сказки о Красной Шапочке ко мне намертво приклеилось прозвище Красная Шапочка. Даже сейчас я иногда слышу вслед: "Смотри, Красная Шапочка пошла!"

Лариса Долина в школе носила фамилию Кудельман, и все ее проблемы были связанны именно с этим. "Я еврейка по национальности и никогда этого не скрывала, - говорит певица. - В школе меня иногда дразнили жидовкой. Бывало, я даже дралась из-за этого. Потом вычитала в словаре, что "жидовка" - по-польски еврейка, и перестала обижаться".

Певец провел детство в Калининграде и был обычным мальчишкой-сорванцом, который мог целыми днями пропадать на улице. "За мое ловкое перемещение с дерева на дерево, дворовые ребята прозвали меня Маугли, - вспоминал певец. - Когда я достиг школьного возраста, у меня внезапно появились веснушки, и я по этому поводу сильно комплексовал. Меня все дразнили конопатым. Я решил раз и навсегда покончить с издевками в мой адрес и однажды в кровь набил лицо одному рослому старшекласснику, который просто "достал" меня своими колкостями. После этого все обходили меня стороной, некоторые из "стана врагов" даже пытались завязать со мной дружбу".

Дочь Аллы Пугачевой, пусть и пользовалась каким-то авторитетом благодаря звездной маме, не избежала обидных прозвищ от товарищей по школе. Особенно Кристине доставалось за непропорционально длинный нос. "В детстве за этот нос меня дразнили Буратино, - признает Орбакайте. - Всю свою юность я мечтала избавиться от него. Но операцию сделала потому, что это было необходимо по здоровью. Заодно хирург решил и мою проблему".

Украинская звезда в детстве была обычной девочкой, которой одноклассники придумывали забавные прозвища. "У ме ня имя очень необычное для Украины, - рассказала Ани Лорак (ее настоящее имя Каролина Куек). - Кто называл меня Кролик, потому что в детстве у меня первыми прорезались большие передние зубы, как у зайца, бабушка - Карольтя".

Филипп Киркоров в школе очень выделялся среди сверстников благодаря своей яркой внешности. Отличник и примерный мальчик, он носил весьма необычную кличку Эфиоп. "За смуглость, - коротко объяснил певец. - И у меня волосы были кудрявые. Это сейчас немножко выпрямились".

Ксения Собчак не слишком любит вспоминать о своем школьном детстве: тогда дочь самого мэра просто не могла подвести родителей и вынуждена была ездить в школу с охраной и усиленно учить уроки, пока другие наслаждались свободой. Наверное, поэтому рассказывать о школьных кличках Ксения не хочет. Зато сейчас она с удовольствием пользуется прозвищем, которое ей "подарила" давняя подруга, знаменитый блоггер и издатель Вероника Белоцерковская.

Оказалось, что две дамы подружились на почве схожего чувства юмора. Как-то Собчак рассказывала в большой компании довольно странный анекдот про собаку-барабаку, и юмор оценила только Белоцерковская. " С тех пор мы и подружились. Кстати, это она потом дала мне прозвище Барабака, - говорит Ксения. - Мое шоу на радио "Серебряный дождь" так и называется "Будни Барабаки".

Андрей Малахов в школе был прилежным учеником, но обидных прозвищ вроде Ботан или Зубрила у него никогда не было. Дети проявили фантазию и, начитавшись рассказов Петра Бажова, нарекли одноклассника "Малахитовая шкатулка".

Марату Башарову его изобретательные коллеги придумаги оригинальную кличку Чулпан. К актрисе Чулпан Хаматовой это прозвище отношения не имеет, просто Марат по национальности татарин, а слово "Чулпан" с татарского можно перевести как "Звезда".

Школьная жизнь, напряженная и стремительная, является ареной столкновения самых разных интересов: между учениками, между учителями и детьми, между педагогами и родителями учеников, между самими учителями, между работниками и администрацией.

Учитель сталкивается со всевозможными типами конфликтов, чаще всего - с межличностными конфликтами между детьми. Конфликтная ситуация возникает, когда дети не умеют: находить мирного решения возникшей в общении проблемы; слушать и учитывать мнение другого; идти на компромисс; договариваться.

Разбирая ту или иную конфликтную ситуацию, часто слышишь: "Мы просто играли…", "Я просто так сказал…", "Я просто пошутил…". В этом слове "просто" заключается позиция детей по отношению к возможным конфликтам. Это взрослые знают, что порой из-за пустяшной ссоры может случиться драма или даже трагедия.

Дети же "просто" общаются: играют, ссорятся, мирятся, нападают, защищаются. Поэтому предупреждения старших кажутся им не заслуживающими внимания ("И вообще взрослые ничего не понимают"). Даже после очень серьезных столкновений дети, бывает, продолжают общаться как ни в чем не бывало, быстро забывая об обидах.

Но бывает и так, что, попав в трудную ситуацию в общении друг с другом и не найдя выхода из нее, ребенок совершает непоправимое. Тогда уже никто не в силах ничего изменить.

Очень часто классному руководителю приходится иметь дело с конфликтами, возникающими по причине, которая, на первый взгляд, кажется незначительной - из-за кличек и прозвищ. Позиция большинства людей по отношению к ней достаточно спокойная: "Ну кого из нас в детстве не дразнили? Стоит ли обращать на эту проблему внимание?" На самом деле клички и прозвища являются достаточно сильным конфликтогеном.

Первые дни сентября. В кабинете, закрепленном за пятым классом, за партой плачет девочка, горько, безутешно. В ходе беседы выясняется, что мальчики-одноклассники дружно обзывают ее. Не помогли попытки отшутиться, отговориться, просьбы оставить ее в покое. На угрозу рассказать учителю обидчики отреагировали моментально: "Ябеда!".

Обида, отчаяние, злость, желание отомстить - вот неполный спектр чувств, захлестнувших девочку. Конфликтная ситуация налицо.

Беседую с мальчиками, придумавшими обидное прозвище. Оказывается, они пошутили, просто хотели подразнить (поиграть?). Им не понятно, что в их поступках обидного, ведь у них тоже есть прозвища, и они на них вовсе не обижаются. Какие? "Джин", "Костыль", "Пингвин"…

Нравятся прозвища? Ну, не так чтобы очень, но что делать… У всех есть прозвища, и с этим ничего не поделаешь. Похоже, прозвища и клички прочно вошли в речевой обиход моих новых воспитанников, и от этого возможны серьезные конфликты.

Опрос пятиклассников показал, что 39% от их общего числа имеют клички или прозвища, у 6% прозвище было в детстве, но теперь нет. У 15% детей прозвищ и кличек никогда не было, а еще 15% моих учеников просто не знают, есть ли у них прозвища. Но ни один не признался, что прозвище ему нравится. Кроме этого выяснилось, что обзываются не только мальчики, но и девочки.

В памяти всплывает случай. В параллельном классе произошел конфликт, в основе которого также оказались прозвища. Обиженная надоевшей кличкой девочка обратилась за помощью к старшему брату. Тот решил по-мужски разобраться с обидчиком.

За него, в свою очередь, заступились старшеклассники (мальчик был из другой деревни). Парни двух сел пошли друг на друга "стенка на стенку". Об оскорбленной девочке уже забыли, конфликт, как снежный ком, захватил огромное количество детей самых разных возрастов. Лишь вмешательство милиции положило конец противостоянию с непредсказуемым финалом.

Впрочем, почему непредсказуемым? Достаточно вспомнить, сколько молодых людей прошло через места лишения свободы за преступления, совершенные из вполне, казалось бы, справедливых побуждений.

Преувеличены ли возможные последствия обычной детской шалости? К сожалению, нет. За кличками и прозвищами стоят очень разные причины. Один приклеивает обидный ярлык своему товарищу, завидуя его успешности; другой самоутверждается за счет унижения более слабых и беззащитных сверстников, желая более выгодно выглядеть в глазах окружающих; третий таким образом мстит за собственное унижение.

В любом случае учитель не должен оставаться равнодушным, если на его глазах происходит унижение, оскорбление личности ребенка. Еще страшнее, когда ребенок к этому унижению привыкает и воспринимает его как норму.

Помня о том, что конфликт легче предупредить, чем разрешить, каждый раз, принимая новый класс, провожу праздник "День рождения класса". Заранее советуюсь с социальным педагогом, встречаюсь с родителями, приглашаю учителей, которые будут вести основные предметы.

Мы с детьми садимся в кружок, девочки и мальчики чередуются. Провожу игру "Здравствуй, это я!". В руках у меня большой яркий воздушный шар. Рассказываю о себе, о выпускниках, которыми я горжусь (не обязательно об отличниках и медалистах - о спортсменах, мастерах технического творчества, о талантливых детях вообще).

Передаю шарик соседу слева и, обращаясь только по имени, прошу его рассказать о себе то хорошее, о чем обязательно должны знать все: о достижениях, победах, увлечениях. При передаче шарика прошу произнести: "Оля, (Таня, Олег, Сережа), расскажи теперь о себе!"

Слежу за поведением (как принимают и передают шарик, как говорят, с каким выражением смотрят друг на друга, как реагируют на рассказ одноклассника по начальной школе, что считают нужным сообщить о себе). Обзывавшие девочку мальчики (и не только они) стесняются называть имя соседа, произносят его с трудом, как будто им что-то мешает.

Когда шарик возвращается, сделав круг, делаю вывод: "Какие замечательные ребята собрались в нашем классе! А хорошо ли мы познакомились? Давайте проверим". Передаю шарик соседу справа и рассказываю о нем. Добавляю: "Саша, (Марина, Валера), мне очень хочется подружиться с тобой, ты интересный мальчик (интересная девочка). Мне нравится твое увлечение футболом (вышиванием).

Заканчиваем игру рефлексией. Беру в руки букет цветов и, оставив один цветок себе, произношу: "Ангелина, (Ваня…), я поздравляю тебя с Днем рождения класса и дарю тебе этот букет. Пусть этот год принесет тебе много радости и новых побед. Я хочу, чтобы в нашей школе ты нашла (нашел) много хороших друзей, чтобы здесь сбылись все твои самые заветные мечты. А один цветок из букета я оставляю себе на память о сегодняшнем дне".

Букет, постепенно уменьшаясь, передается по кругу. Когда он возвращается ко мне, я поздравляю всех с праздником "Днем рождения класса" и приглашаю к столу, который мы накрываем все вместе: дети, родители, мои коллеги.

Все необходимое для этого помогают приготовить родители. Приношу свое фирменное блюдо - "Пирог дружбы" (с расчетом, чтобы хватило всем). Обязательное условие - все должны обращаться друг к другу только по имени. В такой ситуации оно выполняется очень легко.

Несмотря на кажущуюся простоту, мероприятие очень ответственное и важное, потому что во время его проведения рождается не только новый класс - рождается коллектив единомышленников: детей, учителей и родителей.

Дети должны стать сплоченным коллективом, способным самостоятельно решать свои проблемы. Учителя будут сопровождать их, помогая реализовать интеллектуальный и творческий потенциал. Родители призваны заботиться о детях, создавать условия для их роста и развития. Координировать и направлять действия всех участников образовательного и воспитательного процесса будет классный руководитель.

Не ушли ли мы далеко от проблемы школьных конфликтов? Думаю, нет. Лучше создавать условия психологического комфорта, чем потом разбирать конфликты в самых разных формах его проявления: неприязненных отношениях, ссорах, столкновениях и драках.

Конечно, неверно было бы думать, что одного мероприятия достаточно, чтобы дети навсегда расстались с кличками и прозвищами. К сожалению, это явление в детском сознании и поведении закрепляется достаточно прочно. Причиной тому сила ассоциативного мышления детей, низкий уровень воспитанности, речевое бескультурье. И одним мероприятием, одним махом победить этот недуг невозможно.

Мне как классному руководителю пришлось неоднократно проводить индивидуальные беседы и объяснять, что обзывать одноклассников нехорошо, это недостойно воспитанного человека. Пришлось говорить и с родителями. В ряде случаев именно из семьи ребенок перенимает грубый стиль общения и воспринимает его как норму.

Бывает, что и сами учителя провоцируют появление кличек и прозвищ. Неверно произнесенные фамилия или имя - класс тут же реагирует смехом, а острословы выдают свой вариант услышанного. Важно, чтобы поведение и речь учителя были для детей примером высокой культуры. Только тогда все сказанное им будет воспринято с должным вниманием и пониманием.

Однако и полагаться лишь на методы убеждения и внушения в современной школе недостаточно. Необходимо, чтобы речевые нормы закреплялись на практике, в ежедневном процессе общения. Учитель должен быть непреклонен в требовании уважительного отношения детей друг к другу и не оставлять без внимания случаи нарушения общепринятых норм.

Клички и прозвища могут не только не исчезнуть, но и появиться как способ мести обидчику - обзывающему. Если не уделить этому явлению должного внимания, конфликтная ситуация может развиться до серьезного противостояния с непредсказуемыми последствиями.

Как помочь ребенку защититься от обидных прозвищ, если круг обидчиков недосягаем для педагога, как привить ему необходимые навыки самозащиты от оскорбительных кличек? Здесь нужно найти индивидуальный инструментарий, который поможет конкретному ребенку в конкретной ситуации.

Учитель обязан обсудить с пострадавшим ситуацию, выяснить, откуда "растут ноги" прозвища, действительно ли на него надо обижаться и как правильно отреагировать на обидное прозвище. В нашем случае, когда среди имеющих прозвище оказалась большая часть пятиклассников, пришлось провести мастерскую формирования нравственной позиции "Как избавиться от прозвищ и кличек?".

Мастерская является наиболее продуктивным жанром современного классного часа, потому что позволяет максимально вовлечь детей в процесс формирования положительной нравственно-этической модели поведения. Композиционно мастерская состоит из четко определенных элементов, что позволяет оптимально эффективно использовать время занятия. Работа мастерской предполагает восемь этапов.

Индуктор. Первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность учащихся.

Создание творческого продукта, общего мнения, выведенного в процессе обсуждения.

Социализация - предъявление созданного продукта всем участникам, выступление от имени группы.

Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

Новая информация и ее обработка.

Корректировка мнения или создание нового варианта версии, гипотез.

Социализация - выступление от имени группы или с собственной позицией.

Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

После объявления темы детям предлагается поиграть в ассоциации. По очереди они рассказывают друг про друга: с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Важно, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли оцениваемого. Затем обсуждаем, почему возникла та или иная ассоциация.

Сравнивание помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Обязательно необходимо следить за реакцией детей и не допускать дополнительных психологических травм. Если ребенок обижается на приводимые сравнения, следует напомнить, что это игра и все здесь "понарошку".

На втором этапе дети делятся на группы и обсуждают, нужны ли прозвища и клички. Далее от имени своей группы выступает один участник игры и аргументирует позицию всей группы.

Затем выступает учитель или социальный педагог. Необходимо показать детям такие пути выхода из неудобной ситуации, чтобы она не переросла в конфликт. Способы разрешения могут быть разными.

Все ситуации обсуждаются, проверяются реакцией детей. Им предоставляется право выразить свое мнение, рассказать, бывали ли в их жизненной практике такие случаи и какие из приемов им помогли.

С родителями тоже необходимо проводить соответствующую работу. Они также должны быть вооружены знаниями о путях разрешения конфликта, основанного на обзывании. Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные клички и прозвища.

Кстати, родители могут дома ребенку рассказать о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников- он будет готов к этому.

Даже в среде опытных педагогов бытует мнение, что полностью избавиться от прозвищ и кличек невозможно. На самом деле это не так. В принципе это вопрос общей культуры, и работать над ней классному руководителю приходится постоянно.

Важно иметь в виду, что избавиться от риска возникновения конфликтной ситуации, в основе которой лежит обидное прозвище или кличка, можно только в том случае, если воспитатель выступает в лице классного руководителя, учителей, родителей и самих учеников.

Воспитательный процесс лучше всего построить на сочетании информационных и деятельностных форм и приемов, используя такие современные жанры интерактивного общения, как мастерская построения нравственных ценностей и тренинговые занятия, примеры которых приведены выше.

Полагаю, что с помощью учителя конфликт так или иначе все равно разрешится, но задача состоит в том, чтобы самих учеников вооружить необходимыми знаниями о способах построения неконфликтных отношений с окружающими, о путях разрешения конфликта и помочь приобрести в этом направлении практические навыки.

Относиться к детским прозвищам и кличкам нужно с должной степенью внимания: угроза конфликта из-за их употребления на самом деле очень серьезна.