Все о тюнинге авто

Упражнения с мячом на месте. Гимнастические упражнения с мячом Стоики и повороты

Гимнастика относится к технико-композиционным видам спорта. Спортивное достижение в значительной мере определяется степенью владения и сложностью технических навыков (техники). При этом нужно различать технику упражнений с предметом и без предмета.

Кажущееся благодаря различным вариациям и комбинациям многообразие техники сводится к нескольким характерным техническим и структурным группам упражнений.

Структурные группы упражнений без предмета. Различаются следующие группы упражнений без предмета: шаговые комбинации, прыжки, стойки, повороты, маховые движения, волны, наклоны корпуса и элементы, выполняемые на полу.

Шаговые комбинации

Общими техническими признаками этих элементов являются продвижение вперед и цикличность. Комбинированные шаги, основу которых составляют ходьба, бег, подскоки, придают упражнению широту движений и разнообразие и хорошо подчеркивают характер и ритм музыки. Возможны разнообразные комбинации шагов с участием головы и рук, а также круговые движения вокруг оси корпуса.

Прыжки

Структура движения в прыжках характеризуется толчком, полетом и фазой приземления. Прыжки выполняются как нецикличные элементы по определенным правилам эстетики движения. Толчок начинается с определенного в зависимости от прыжка сгиба суставов ног, колен, корпуса. Силовой толчок всегда должен заканчиваться напряжением всех суставов и переходить в вертикальный прыжок, прыжок с продвижением вперед или прыжок с поворотом.

Многообразие прыжков и их специальные названия следуют из характерного положения тела в фазе полета. В этой фазе достигается полное выражение техники прыжка в соответствии с требованиями и фиксируется на короткое время положение корпуса, головы, рук.

Основной задачей при приземлении является достижение посредством сгиба суставов ног, колен и бедер бесшумного приземления, что приводит гимнастку в состояние покоя или создает переход к следующему элементу. Участие ног в толчке и приземлении точнее характеризует имеющееся разделение прыжковых элементов.

Различают прыжки с толчком двумя ногами и приземлением на две ноги (заключительные прыжки), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на ногу, производящую маховые движения (прыжки с перешагиванием), прыжки с толчком одной ногой и приземлением на опорную ногу (подбивной прыжок).

Стоики и повороты

Стоики и повороты предъявляют высокие требования к умению держать равновесие. Гимнастка должна держать корпус в равновесии, имея незначительную площадь опоры, а также при постоянном перемещении центра тяжести тела и преодолевая при этом действие силы тяжести и центробежной силы.

Характерные движения проявляются в начальной фазе, фазе стойки или вращения и в заключительной фазе. К начальной фазе элементов на равновесие предъявляются различные технические требования. При этом различают подъем на носок с полусогнутой ноги в колене после предшествующего перемещения вперед массы тела и подъем напряженной опорной ноги на носок с полусогнутого колена.

Маховые движения

Маховые движения требуют дифференцированного приложения силы и хорошей координации движений участвующих в махах частей тела с движением прямых ног, сообщающих импульс телу. При этом важно правильно выбрать момент приложения силы. В зависимости от участия тех или иных частей тела различают маховые движения рук, корпуса и всего тела, которые выполняются в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Волны

Волны характеризуются незначительным движением тела вверх и вниз при сохранении точки опоры. Сгиб и распрямление участвующих в волне суставов приводят к противоположно направленным и относительно закругленным перемещениям определенных точек тела. Различают волны корпуса, спины, рук.

Наклоны туловища

Являясь наиболее трудными элементами, наклоны с большой амплитудой требуют максимального прогиба спины вперед и назад. Тело при этом не должно быть закреплено.

Элементы, выполняемые на полу

Элементы, выполняемые на полу, состоят из многих следующих друз за другом и быстро сменяющихся элементов, которые характеризуются нижним упором, образованным с помощью ступней или отталкиванием от ступней (прыжок). В настоящее время на соревнованиях допускаются следующие элементы: стойки на коленях, положения лежа, сидя, смешанные упоры, кувырки, взмахи из положения упора.

Элементы или целые комбинации, выполняемые на полу, играют всевозрастающую роль на современных соревнованиях. Трудность и оригинальность этих эффектных упражнений и комбинаций повышаются благодаря применению техники упражнений с предметом, как, например, взмахи, броски, перекат и подбрасывание.

Структурные группы упражнений с предметом

Композиции упражнений с предметом предъявляют к спортсменкам особые требования, которые состоят из уверенного владения предметом, гармоничного соединения с техникой упражнений без предмета и музыкального сопровождения. Различают следующие структурные группы упражнений: взмахи и круги, круги руками, вращения кисти, броски и ловля, перекат, подбрасывание, вращения предмета, а также спиральные и волнообразные движения.

Взмахи, круги, круги руками

При выполнении взмахов и кругов характерен перенос импульса тела на предмет. Величина и динамика вызывающих импульс движений должны соответствовать массе, величине, форме и материалу предмета.

Круговые вращения кисти.

Под этим понимаются вращения кисти от предмета (например, обруч), а также вращения предмета с помощью кисти (например, мяч). Такие упражнения требуют ловкости и точной координации движений. Эти вращения осуществляются воронкообразным вращением кисти руки при относительно неподвижном лучезапястном суставе. Вращениям способствует пружинное напряжение всего тела.

Броски и ловля

Броски и точный прием предмета требуют высокой точности, хорошей координации и реакции. Путь ускорения и торможения при броске и приеме должен соответствовать нужной высоте броска и характеристике предмета. Время и место броска и приема предмета определяется предусмотренной траекторией полета (вертикально, дугообразно).

Бросок можно сделать в стойке, во время разбега, в прыжке или перед началом вращения. Бросок предмета начинается обычно с глубокого приседания или размахивания и переходит в движение всего тела вверх. При приеме предмета гим-настка вытягивает руку навстречу предмету, опускает его под действием скорости падения предмета или делает вымах.

Перекат.

Мяч, булаву и обруч можно перекатывать по полу или отдельным частям тела. Элементами, которые выполняются при перекате, являются: разведение ног в стороны, стойка, вращения, прыжки и элементы, выполняемые на полу. Размашистая, с участием всего корпуса техника переката является условием точного по времени и месту переката (по прямой линии, дугообразно, с кручением). При перекате предмета по отдельным частям тела необходима наклонная площадь опоры, что возможно при точном приспособлении тела к движению мяча.

Подбрасывание и подскоки.

Подбрасывание может выполняться в соединении с самой разнообразной техникой владения телом и в различных ритмических вариантах с мячом или обручем, по полу или отдельным частям тела. Сгиб и распрямление отдельных суставов, а также движение частей тела вверх и вниз (например, руки, ноги, плечи) постоянно приспосабливаются к движению предмета.

Вращения.

Вращение обруча, мяча и булавы является исключительно упражнением на ловкость. Получив импульс, предмет свободно вращается по полу, на руке или, после дополнительного усилия со стороны спортсменки, в воздухе.

Волны и спирали.

Это упражнения с лентой. Хорошее владение техникой этих упражнений требует дифференцированного приложения силы, большой подвижности и интенсивного участия всего тела. Волнообразные линии возникают при вертикальном или горизонтальном дугообразном движении палки-держателя. Спирали - это следующие друг за другом круговые витки, которые возникают в результате комбинации вращательного и поступательного движения палки-держателя.

Освоение этих упражнений начинают в I и продолжают во II, III и IV классах. Подготовительные и подводящие упражнения. Эта группа упражнений направлена на развитие силы, гибкости и приобретение специальных навыков и умений, необходимых для более быстрого освоения элементов акробатики учащимися млладших классов.

Выполнять их следует во вводной части, урока в разомкнутом строю, одновременно всем классом, добиваясь при этом широкой амплитуды наклонов, прогибаний, махов, а также четких группировок и отжиманий в упоре лежа.

Выполняя упражнения, подводящие к перекатам и кувыркам, занимающиеся должны получить четкое представление о позах «группировка» и «согнувшись» и о технике перекатов вперед и назад в этих позах.

Группировки

Группировка - положение с плотно согнутыми к груди ногами и наклоненной на грудь головой. Плотность группировки увеличивается за счет захвата кистями рук за середину голеней. В момент захвата колени следует развести так, чтобы подбородок оказался между ними.

Группировка сидя (рис. 1, а). И. п.- сед с опорой на руки. 1-2 - группировка; 3-4 - и. п. То же, но на каждый счет. То же, но из положения лежа на спине.

Группировка в приседе. И, п.- упор присев. 1-2 - группировка в приседе на носках; 3- 4 - упор присев. То же, но на каждый счет. То же, но из основной стойки (о, с.) приседая.

Группировка лежа на спине (рис. 1, б). И. п.- лежа на спине, руки вверху. 1-2 - группировка, поднимая согнутые ноги и таз; 3-4 - и. п. То же, но в более быстром и максимально быстром темпе.

Во всех перечисленных упражнениях вначале отрабатывают точность группировки, для чего ее выполняют с паузой в 1-2 сек., затем добиваются четкости и быстроты: движения делают быстрее и очень быстро, по 4-8 раз подряд. Темп движений учитель регулирует хлопком в ладони или свистком.

Перекаты в группировке

1.перекат назад из седа И.п. – сед, руки в стороны.1-2 - перекат назад, группируясь, до опоры затылком о пол; 3-4 - не останавливаясь, перекатом вперед и. п. То же, но из седа углом с опорой на руки сзади.

2. Перекат назад из упора присев. И. п.- упор присев. 1-2 - группируясь, перекат назад до опоры затылком о пол; 3-4 - не останавливаясь и сохраняя группировку, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. приседая и группируясь. То же, но после прыжка вверх выпрямившись.

3. Перекат назад до опоры ладонями у плеч (рис. 2). И. п.- упор присев. 1-2 - группируясь, перекат назад, в конце" переката опереться ладонями на пол у плеч; 3-4 - не останавливаясь и группируясь, перекат вперед в и. п. То же, но из о. с. То же, но после прыжка вверх.

4. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.- стойка на лопатках с согнутыми ногами, с опорой руками под спину. 1-2- группируясь, перекатом вперед встать в упор присев; 3-4 - перекатом назад и. п. То же, но из стойки на лопатках с выпрямленными ногами.

Перекаты выполняют в спокойном темпе 3- 6 раз подряд. По мере освоения темп,- регулируемый педагогом, увеличивают.

Поза согнувшись

Поза согнувшись - положение тела с выпрямленными и приближенными к груди ногами, голова наклонена на грудь, ладони у носков ног. Сгибание можно увеличивать за счет захвата руками за голени сзади и притягивания туловища к ногам.

1. Поза согнувшись сидя. И. п.-- сед, руки в стороны. 1 -2 - наклон вперед, приближая грудь к ногам (рис. 3, а); 3-4

И. п. То: же, но увеличивая фиксацию до 3-6 сек. То же, но сгибаясь и разгибаясь в быстром темпе.

2. Поза согнувшись стоя. И. п.- о. с, руки в стороны. 1-2 - наклон вперед, приближая грудь к выпрямленным ногам (рис. 3, б); 3-4 - и. п. То же, но на каждый счет. То же, но увеличивая время фиксации наклона до 3-б сек.

3. Поза согнувшись лежа на спине. И. п лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 - поднять выпрямленные ноги и приблизить их к груди; 3-4 - и. п. То же, но в положении руки вверху.

Вначале, осваивая позу согнувшись, необходимо добиться полного разгибания ног с оттянутыми носками, затем - увеличения амплитуды наклона (желательно до касания грудью бедер) и более длительного времени фиксации позы. Далее сгибания выполняют более быстро сериями (пружинящие сгибания по нескольку раз в темпе).

Перекаты согнувшись

1. Перекат назад из седа. И. п.- сед, руки в стороны. 1 - наклон вперед, руки вниз; 2-3 - перекат назад на лопатки в положении согнувшись, руки на полу; 4 - перекатом вперед согнувшись (не сгибая ног) и п. То же, но из седа ноги врозь, соединяя ноги во время переката назад и разводя, возвратиться в и. п.

2. Перекат назад до опоры ладонями о пол у плеч. И. п. - сед, руки в стороны. 1 -наклон вперед, руки вперед; 2-3 - перекат назад согнувшись на лопатки, сгибая руки к плечам до опоры ладонями о пол; 4 - перекатом вперед согнувшись и. п. То же, но из седа каты в группировке. 1. Перекат назад из седа. И. п.- сед, руки в стороны. углом с опорой на руки сзади.

3. Перекат вперед из стойки на лопатках. И. п.- стойка на лопатках с опорой руками под спину. 1-2 - перекат вперед согнувшись (приближая ноги к груди и не сгибая их) в сед, переводя руки на пол; 3-4 - и. п. То же, но перекат согнувшись в сед углом с опорой на руки. То же, но перекат вперед согнувшись в сед ноги широко врозь с наклоном вперед.

Перекаты выполняют по 3-6 раз подряд в заданном учителем вначале медленном, затем слегка ускоренном темпе. Типичные ошибки: сгибание ног и их быстрое опускание на пол (с ударом пятками).

Основные упражнения

Расположены они в порядке нарастающей сложности. В указанной последовательности их следует и осваивать, включая в каждый урок 1-2 упражнения. Учащимся, быстро осваивающим изучаемые* упражнения, необходимо давать усложненные задания, состоящие из элементов, и соединений того же характера.

1. Перекаты вправо и влево выпрямившись. И. п.- лежа на животе, руки вверху. 1-"2 - перекат вправо на 180° на спину; 3-4 - перекатом влево и. п. То же, но влево. То же, но перекатываясь на 360°. Перекат выполнять без помощи рук, ноги не разводить и не сгибать.

2. Кувырок вперед. И. п.- упор присев, руки на ширине плеч, на расстоянии небольшого шага от ног. 1-2 - толчком ног кувырок вперед, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной) и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук, до полного завершения кувырка (рис. 4, а); 3;-4 - поворот кругом в и. п.

3. Кувырок вперед скрестный. То же, но во время группировки правая нога перед левой скрестно, с поворотом налево кругом после завершения кувырка. То же, но левая нога перед правой и поворот направо кругом.

4. Кувырок вперед из стойки ноги врозь. И. п.- широкая стойка ноги врозь, с опорой руками на мат на расстоянии шага от ног. 1-2 - слегка толкаясь ногами, кувырок вперед группируясь; 3 - прыжком поворот кругом; 4 - прыжком и. п. То же, но опираясь на одну руку. То же, но без опоры на руки - развести ноги пошире, руки в стороны и, медленно наклоняясь вперед и наклоняя голову на грудь, начать кувырок касанием мата затылком и шеей, затем быстро сгруппироваться, сгибая и соединяя ноги.

5. Кувырок назад на колени. И. п.- сед, руки в" стороны. 1-2 - наклон вперед, руки вперед; 3-4 - кувырок назад на колени (рис. 4, б). Первая часть кувырка аналогична перекату назад согнувшись с опорой на ладони у плеч, далее ноги опускаются на пол за головой, а руки разгибаются, поднимая тело в горизонтальное положение; 5-6 - держать; 7-8 -- кувырком вперед с прямыми ногами и. п. То же, но из упора присев. То же, но из о. с., приседая.

6.- упор присев. 1 - группировка; 2 - кувырок назад (см. рис. 4, а справа налево); 3-4 - два шага вперед в и. п. Легкость выполнения кувырка назад в упор присев во многом зависит от скорости начала переката и плотности группировки; далее, во второй части, важно хорошо опереться ладонями на мат, поставив их ближе к плечам, и не разгибать ноги; в третьей, завершающей части необходимо быстро разогнуть руки и поднять туловище в положение упора присев. То же, но из о. с. приседая. Тоже, но после прыжка вверх выпрямившись. То же, но после прыжка вверх с поворотом на 180°.

7. Кувырок вперед из упора стоя на коленях. И, п.- упор стоя на коленях. 1-2 - небольшое движение назад в сед на пятки; 3-4 - не останавливаясь, толчком ног движение вперед на руки и, наклоняя голову, кувырок вперед в группировке; 5-6 - поворот кругом в и. п. Те же, но скрестный кувырок вперед. То же, но кувырок вперед на одну ногу. То же, но кувырок вперед с выпрямленными ногами в сед.

8. Кувырок назад, в упор стоя на колене. И. п.- сед, руки в стороны. 1 -2 - наклон вперед, руки вперед; 3-4 - перекат назад, согнувшись до опоры руками на мат, затем, приближая ноги к полу, продолжая вращение назад, встать на колено правой ноги, приподнимая левую назад, разгибая руки и слегка прогибаясь (рис. 5, 1-3); 5-6 - держать; 7-8 - кувырком вперед согнувшись и. п. То же, но на колено левой ноги. То же, но из упора присев. То же, но из о. с

9. Кувырок вперед шагом вперед.* И. п.- о. с. 1-2 - широкий шаг вперед в положение выпада с опорой на руки (руки на расстоянии шага от ноги); 3-4 - кувырок вперед в группировке; 5-6-.прыжком поворот кругом; 7-8 - о. с. То же, но с другой ногой. То же, но кувырок на одну ногу, вставая с шагом вперед. То же, но с опорой на одну руку. То же, но без опоры на руки - в этом варианте руки следует держать в стороны и в первых попытках слег? ка касаться мата тыльной стороной кисти. Голова наклоняется на грудь так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной), далее выполняется группировка.

10. Кувырок назад в полушпагат. Выполнение аналогично кувырку назад в упор стоя на колене (упр. 8, рис. 5), далее занимающийся перемещает массу тела назад в сед на пятку одной ноги, отводя другую назад и выпрямляясь в положение полушпагат (рис. 5, 4). То же, но на другую ногу. То же, но из упора присев. То же, но из о. с. приседая.

11. Перекаты прогнувшись в упоре лежа. И. п.- упор лежа прогнувшись. 1-2 - перекат вперед прогнувшись с бедер на живот и грудь, сгибая руки и поднимая выпрямленные ноги в положение, близкое к стойке на груди (рис. 6);! 3-4 - перекатом назад прогнувшись и. п.

12. Перекат назад согнувшись. И. п. - о. с. 1-2 - наклоняясь вперед и отводя руки вниз-назад, опуститься в сед согнувшись, не сгибая ног и смягчая руками падение на мат; 3- 4 - не останавливаясь и сохраняя согнутое положение, перекатиться на лопатки, руки остаются на полу вдоль туловища (рис. 7). То же, но в стойку на лопатках.

Во всех упражнениях обращать особое внимание на страховку и самостраховку.

Перекаты являются характерными упражнениями с мячом и бывают очень разными по трудности исполнения. Самые простые варианты - перекаты мяча по полу. Покатить мяч можно одной или двумя руками, ногой т. д. Мяч должен катиться ровно, без остановки и подпрыгиваний. Способы ловли мяча различны: на ладони (ладонь), на тыльные стороны кистей (кисти), обратным хватом, хватом сбоку или сверху. При этом преподаватель должен следить, чтобы ловля получалась без остановки и со слитным переходом к последующему движению.

Более сложным является перекатывание мяча между рук, кистью по другой руке и руками по другим частям тела. Эти перекаты подготавливают занимающихся к выполнению перекатов по различным частям своего тела приучают их чувствовать нужный тонус мышц и следить за точностью движения мяча.

Перекаты по какой-то части тела, наиболее сложные варианты перекатов, требуют от гимнастки умения активно сопровождать движения мяча. Слитность переката зависит здесь от последовательности и плавности сгибания и разгибания позвоночника, от слитности и непрерывности протекания импульса движения по рукам. Эти перекаты следует закончить ловлей мяча, уронить его на пол и поймать после отбивания или бросить вверх в конце переката.

Примерные упражнения

1. Полуприсед на правой ноге, левую сзади на носок,! мяч справа на полу: перекат мяча вперед (влево), бег за ним, поймать двумя или одной рукой (пальцы положить между полом и мячом) на ладони, на тыльные стороны кистей, обратным хватом и т. д. То же, но бег вокруг мяча до ловли. То же, но прыжок через мяч.

2. Сед, согнув ноги, мяч справа на полу, правую руку 1 на мяч (подальше от туловища гимнастки): перекат мяча за спиной влево, остановить левой рукой. То же, но с поворотом кругом, опираясь на руки.

3. Стойка на левом колене, мяч справа на полу: вращение мяча на полу, встать на правую ногу и с поворотом кругом в и. п.

4. Мяч вперед между кистями, локти слегка согнуты: вращение мяча от себя кверху и обратно в и. п. То же, но вращать мяч к себе. То же, приседая и вставая на носки.

5. Мяч вперед между ладонями, руки скрестно, правую сверху: с приставным шагом вправо катить мяч между кистями вправо, левую руку сверху. То же, в другую сторону. То же, на танцевальных шагах.

6. Мяч вперед между ладонями, правую сверху: шагом назад покатить мяч правой кистью по левой руке и обратно в и. п.

7. Круглый полуприсед, мяч на правое плечо: перекат мяча по спине, поймать после удара об пол двумя или одной рукой. То же, но поймать снизу за спиной.

8. Левую руку в сторону, прогнуться, мяч у правого плеча: перекат мяча через грудь и левую руку на ладонь. То же, на выпаде.

9. Мяч в правой руке: небольшим броском мяч на тыльную сторону кисти и перекатить по руке и через плечо, поворот кругом, поймать мяч после удара об пол. То же, но поймать левой рукой за спиной.

10. Обратным хватом правой рукой мяч вперед: перекат мяча по кисти влево (поворот рук вправо), поймать на ладонь. То же, в обратном направлении. То же, справа и слева - поворот руки назад и вперед.

На нашем сайте также есть и примеры других упражнений с мячом:

Упражнения с предметами (мячами, обручами, скакалками, лен­тами, шарфами, булавами, вымпелами) характерны для занятий художественной гимнастикой.


Примерные упражнения с мячом (малым, средним, большим):

1. Броски мяча вверх, ловля одной и двумя руками; то же по­очередно.

2. Броски мяча вверх, ловля после удара о пол одной и двумя руками; то же в сочетании с ходьбой, бегом, приседом, приставны­ми, переменными шагами, шагом галопа вперед, назад.

3. Броски мяча по дуге кверху и книзу в лицевой плоскости, ловля другой рукой; то же в сочетании с выпадами вправо и влево, бегом, шагом галопа вправо, влево, шагом вальса влево и вправо.

4. Удары мяча о пол одной и двумя руками на различную вы­соту; то же в сочетании с ходьбой, бегом, шагом польки вперед, шагом галопа вперед, в сторону. .

5. Перекаты мяча по различным частям тела: руке, рукам, кис­ти, спине, ноге и т. д.; то же в сочетании с танцевальными шагами, несложными поворотами, равновесиями.

6. Круги мячом в различных плоскостях в сочетании с прыжка­ми, равновесиями, поворотами.

Примерные упражнения с обручем:

1. Махи обручем по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях; то же в сочетании с пружинными дви­жениями ногами; с приставными и переменными шагами; с шагом польки вперед, назад; с шагом вальса вперед, в сторону, назад; то же с поворотом на 360° (переступанием скрестно, в полуприседе).

2. Повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной и двумя руками; то же на полу из различных и. п.

3. Вращение обруча в лицевой плоскости влево и вправо; то же с передачей обруча в другую руку и продолжением вращения; то же с передачей обруча за спиной в другую руку и продолжением вращения; то же, вращая поочередно правой и левой рукой из раз­личных и. п., с передачей тяжести тела с одной ноги на другую; в сочетании с шагом польки вперед, назад, с шагом галопа вперед, назад, в сторону; с шагом вальса вперед, назад.

4. Вращение обруча в боковой плоскости вперед, назад; то же с передачей за спиной в другую руку, продолжая вращение, из раз­личных и. п., в наклоне назад, в равновесии, с шагом польки впе­рёд, назад, с шагом вальса вперед, назад.

5. Броски обруча одной рукой за спиной вертикально и гори­зонтально малым кругом кистью, средним кругом через плечо (од­ноименное, разноименное), ловля одной или двумя руками.

6. Прыжки в обруч и из него, качая обруч вперед и назад, вле­во и вправо одной и двумя руками; то же с перехватом из одной ру­ки в другую; то же с поворотом кругом.

7. Прыжок в обруч, накидывая его одной и двумя руками на себя.

8. Перекат обруча вперед, догнать его; то же с последующим прыжком в обруч; то же с поворотом на 360°.

Примерные упражнения со скакалкой:


1. Прыжки толчком одной на другую, вращая скакалку вперед, назад; то же с поворотом на 90°.

2. Прыжок толчком двумя с промежуточным прыжком, свобод­ную ногу вперед, в сторону или назад, вращая скакалку вперед, на­зад, в сторону.

3. Прыжки толчком двумя, вращая скакалку вперед, назад, в сторону.

4. Прыжки с одной ноги на другую с поворотом на 90, 180°, вра­щая скакалку вперед, назад.

5. Прыжок-скачок, вращая скакалку вперед.

6. Бег с прыжками через скакалку, вращая ее вперед, назад, в сторону.

7. Несколько прыжков с одной ноги на другую, вращая скакал­ку назад петлей.

8. Прыжки на двух, чередуя вращение скакалки вперед или на­зад и вращение скакалки вперед петлей и назад петлей.

9. Круги скакалкой в боковой плоскости с последующим прыж­ком на двух, вращая ее вперед или назад.

10. Сочетание переводов с прыжками через скакалку, махами,
поворотами.

Примерные упражнения с лентой:

1. Махи в различных плоскостях.

2. Круги в различных плоскостях.

3. Различные сочетания махов и кругов из разных и. п.; то же в сочетании с танцевальными шагами, прыжками, поворотами; то же с передачей из одной руки в другую, не прекращая движения.

4. Змейки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по по­лу и по воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

5. Спирали вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

6. Восьмерки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

7. Сочетание перечисленных элементов с бегом, несложными равновесиями, наклонами, поворотами, прыжками.

Примерные упражнения с шарфом:

1. Махи шарфом вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз в различных плоскостях и из различных и. п.

2. Круги шарфом в лицевой, боковой и горизонтальной плоско­стях и из различных и. п.; то же с перехватом в другую руку перед телом, над головой, под ногой и т. д.

3. Горизонтальная восьмерка шарфом в различных плоскостях и из различных и. п.

4. Броски шарфа над головой, перед телом, за телом.

5. Махи, круги, восьмерки шарфом, броски его в сочетании с бегом, танцевальными шагами, несложными равновесиями, накло­нами, поворотами, прыжками.



Примерные упражнения с вымпелами: 1. Махи одной и двумя руками в различных плоскостях и из различных и. п.

386 t


2. Круги большие, малые, средние одной и двумя руками, одно­временные, последовательные, поочередные в различных плоско­стях и из различных и. п.; то же в сочетании с бегом, приставными и переменными шагами, шагом польки, шагом галопа, шагом валь­са вперед.

3. Малые круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в различ­ных плоскостях и из различных и. п.

4. Средние круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в раз­личных плоскостях и из различных и. п.; то же в сочетании с при­ставными и переменными шагами; шагом вальса в сторону (впра­во, влево), со скрестными поворотами на 360°.

5. Различные сочетания больших, малых, средних кругов.

6. Мельница «двухтактная», «трехтактная».

Перекаты мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол. Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно

только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома.

Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз, перекатить обратно на ладони.

2. И. п. - о. с, руки вперед ладонями вниз, мяч на тыль ной стороне ладоней. Припод нимая и опуская руки, прока тывать мяч по рукам на грудь и обратно на ладони

3. То же, перекатывая мяч на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти (на беге назад).

4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой ладони.

а) Слегка поднимая правую руку, перекатить мяч на грудь. б) Левой рукой задержать мяч на груди, положив ладонь на мяч сверху. в-г) Повернув левую кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку в и. п. Повторить перекат на левой руке.

5. И. п.-руки в стороны, мяч на правой ладони.

1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь.

2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой.

Программное упражнение. 6. П п. -о. е., правая рука в сторону, мяч на ладони. 1. Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п., левая рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.

Выкруты мяча. Направление выкрута бывает внутрь и наружу. Движение совершается в вертикальной или горизонтальной плоскости.

Выкрз’т в вертикальной плоскости внутрь. 1. И. п.- правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони (рис. 73). Слегка приподнимая руку с мячом, повернуть

кисть на 360° внутрь ладонью вверх. В конце движения руку слегка опустить.

Выкрут в вертикальной плоскости наружу выполняется после окончания выкрута внутрь.

2. И п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони. 1-2. Вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Вертикальный выкрут наружу. 5-6. Перебросить мяч из правой руки в левую. 7-8. К п. для выполнения упражнения левой рукой.-

3. И п. -то же. 1-2. Шаг левой вперед, приставить правую в полуприсед, вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Шаг левой назад, приставить правую в полуприсед. Вер шкальный выкрут мяча наружу. 5-6. Перебросить мяч в левую руку. 7-8. И п.

Выкрут в горизонтальной плоскости внутрь и наружу. 4. И. п. -о. с, правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони. Сгибая руку в локтевом суставе, предплечьем и кистью вместе с мячом описать дугу вперед-внутрь (рис. 74), выпрямляя руку в сторону ладонью вверх. Выкрут наружу выполняется таким же движением руки в обратном направлении.

Выкрут внутрь можно заканчивать небольшим броском мяча вверх. Для этого следует слегка опустить руку, а затем небольшим махом бросить мяч вверх, быстро повернув кисть наружу, и поймать его на ладонь снизу.

Горизонтальные выкруты выполняют плавно и слитно, сочетая с полуприседами и небольшими наклонами туловища

Зачетная комбинация с мячом Вальс. Построение в колонну по три в шахматном порядке. И. п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони.

вперед, а также с шагами, бегом, танцевальными шагами.