Все о тюнинге авто

Что такое орфограмма в русском 1. Что такое орфограмма в правилах русского языка. Орфограмма: непроизносимые согласные в корне

Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ, спиЦЫ, бойцы, куницы,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок , которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ -, ТРЁХ -, ЧЕТЫРЁХ — (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва - сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости - звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ - глаЗА, гриБ - гриБЫ, лоДка - лоДОчка, подскаЗка - подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ , нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.

8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.

  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставки З- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это пр авило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ-
близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ-
близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово , в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО : ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.

Русский язык богат на орфограммы, это знает каждый ребенок. С самого детства на уроках русского языка мы учим многочисленные правила, которых не счесть, а все для того, чтобы знать правильное написание слов. Все орфограммы русского языка не счесть, их настолько много, что даже филологи порой их путают и забывают. Данная статья поможет разобраться в основных правилах орфографии.

Безударные проверяемые гласные в корне и орфограмма "ча, ща"

Это правило дети начинают изучать, как правило, в первом классе или в детсаду. Правило помогает узнать, какая буква пишется в корне слова. Например, в слове "оч_рование" можно написать как букву "о", так и букву "а". Чтобы узнать, какая буква пишется в слове, необходимо подобрать Подходящим словом будет "чара", ведь здесь ударение падает на букву "а". Значит, что и "очарование" пишется с буквой "а" в корне.

Стоит учитывать, что орфограммы в русском языке могут пересекаться. Например, еще одним, не менее важным правилом будет правописание "ча, ща". Слова на "ча, ща" всегда пишутся с буквой "а". Например, чаща, чара, очарование, чашка и т. д.

Непроверяемые гласные в корне слова

Непроверяемые гласные в корне слова - это то самое нелюбимое правило школьников в начальных классах. Ведь при написании слов с такой орфограммой не помогут никакие правила. Орфограммы русского языка с непроверяемой гласной в корне не проверяются, написание таких слов необходимо запомнить. Гласные нельзя проверить в таких словах, как: береза, малина, винегрет, аллея, завод, народ, банан, шоколад, алмаз и др. Написание таких слов необходимо запомнить раз и навсегда, чтобы не совершать ошибок.

Непроизносимые согласные в корне слова

Очень важно изучить правило потому что данная орфограмма частенько встречается на письме. Чаще всего непроизносимые согласные в корне проверяются. Например: опасно - опасен, сердце - сердечко, солнце - солнышко, гигантский - гигант, счастливый - счастье, безмолвствовать - молва и др.

оканчивающихся на з-, с-

На самом деле, люди часто делают ошибки в приставках, оканчивающихся на з- и с-, пусть даже и хорошо знают русский язык. Орфограммы приставок встречаются часто, поэтому просто необходимо запомнить от чего зависит написание приставки. Приставками на з- и с- являются: воз-/вос-, чрез-/черес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, без-/бес- и роз-/рос-.

Для того чтобы понять, какая буква пишется, необходимо посмотреть на последующую. Если последующая после приставки буква согласная глухая (к, п, т, ш, щ, ф, х, ч, с, ц), то пишется приставка на букву "с", такое правило предусматривает русский язык. Орфограммы указывают на то, что если последующий звук звонкий, то пишется приставка с окончанием "з". Примеры с "с": вспыхнуть, роспись, обесцветить, бесконечный и др. Примеры с "з": чрезмерный, безрадостный, изделие, взглянуть и др.

в корне

Чередование гласных в корнях - это важное правило, которое будет сопутствовать ученику с 5-го до 11-го классов. Орфограмма на есть практически во всех экзаменах, таких, как ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ.

Орфограммы по русскому языку предусматривают существование четырех групп чередования, каждую необходимо подробно рассмотреть:

  • Корни, в которых написание гласной зависит от последующего суффикса:

Бер-/бир-, -тер-/-тир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-, -дер-/-дир-.

В корне слова пишется буква "и" в случае если следует суффикс -а-: замирать (но замереть), сжигать (но сжечь), блистать (но блестеть) и др.

В корне слова пишется "а", если следует суффикс на -а-: касаться (но коснуться), предлагать (но предложить) и др.

  • Корни, в которых написание гласной зависит от ударения в слове:

Гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -зар-/-зор-.

Если в слове ударение падает на букву "а", то в корне тоже пишется "а": загар, кланяться, зарево, заря и др.

Если в слове ударение не падает на корень, то пишется "о": творение, поклон, загорать, зорька и др.

  • Написание гласной в корне слова зависит от буквы, стоящей за этой гласной:

Раст-/-ращ-/-рощ-, -скак-/-скоч-.

Буква "а" пишется перед "ст" и "щ": растение, выращенный и др. Буква "о" пишется во всех остальных случаях. Исключения: росток, подростковый, рост, ростовщик, Ростов и др.

"А" пишется перед "к", а "о" пишется перед "ч": скакать, вскочить и др. Исключения: скачок, скачу и др.

  • Написание гласной в корне зависит от смысла:

Мак-/-мок-, -равн-/-ровн-.

В первом случае пишется "а", если значение слова имеет смысл погружения в воду: макать, обмакнуть и др. Пишется "о" со значением жидкости: мокрый, мокнуть, промок и др.

Во втором случае пишется "а", когда значение синонимично слову "одинаковый": равный, равен и др. Пишется "о", когда значение синонимично слову "прямой": ровный, выровнять и др.

Буквы "и", "ы" после "ц"

Богат на различные правила русский язык. Орфограммы встречаются то тут, то там. Именно так и с буквами "и", "ы" после согласной "ц", школьники очень часто путаются в их правописании. На самом деле, для того чтобы правильно писать слова с такой орфограммой, необходимо запомнить, в каких случаях пишут "и", а в каких "ы":

  • "и" пишут в корне слова: цифра, цитата, цирк, цилиндр и др.
  • "и" пишут в словах на "ция": нация, лекция, конференция, информация, приватизация и др.
  • "ы" пишут в окончаниях и суффиксах слов: (нет) царицы, (платок) лисицын, (нет) падчерицы и др.
  • "ы" пишут в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цып-цып, цыкнуть, на цыпочках и др.

Правописание приставок пре- и при-

Правописание приставок довольно усложняет русский язык. Орфограммы на эту часть слова содержатся очень часто и в большом количестве. Однако правило на запомнить довольно легко.

Употребляется приставке пре-, когда:

  • Она имеет значение прекратить, преградить, преемник и др.
  • Придает слову высшую степень качества: премилый, предобрый, превозносить, превосходить, превышать и др.

Употребляется приставка при-, когда:

  • Имеет значение близости: приморский, приусадебный, придворный, привокзальный и др.
  • Имеет значение прибавления и приближения: пристегнуть, привести и др.
  • Указывает на неполноту действия: призакрыть, прилечь, приступить, приутихнуть и др.
  • Указывает на законченность действия: прирезать, приглушить и др.

Как известно, все орфограммы русского языка изучаются многие годы. Для того чтобы быть грамотным и образованным, необходимо заучивать эти правила орфографии и делать практические задания. В школах тщательно проходят каждое правило орфографии.

Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.

1-й класс

Предложение

  1. Различение предложения и группы слов.
  2. Оформление предложения на письме (большая буква и точка).
  3. Имена собственные.
  1. Гласные ударные и безударные.
  2. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Различение гласных и согласных звуков и букв.
  2. Согласные парные и непарные.
  3. Согласные звонкие и глухие.
  1. Гласные – согласные.
  2. Ударные – безударные.
  1. Гласные-согласные.
  2. Ударные безударные.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.
  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Наблюдение за произношением слов.
  2. Работа разделительных ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Деление слов на слоги.

2-й класс

Предложение

  1. Виды предложений(по цели высказывания и по интонации).
  2. Нахождение подлежащего и сказуемого.
  3. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Однокоренные слова.
  2. Нахождение корня слова.
  3. Выделение проверочного слова.
  4. Безударные гласные в корне двусложных слов.
  5. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных на конце слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Распознавание частей речи.
  2. Грамматические признаки части речи.
  3. Правописание предлога и приставки (слитное и раздельное).

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Части речи.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Части речи.
  2. Грамматические признаки частей речи.
  3. Правописание предлогов и приставок.

Местоимение

  1. Различение частей речи.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Разделительный ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Правило переноса.

3-й класс

Предложение.

  1. Постановка в конце предложения нужных знаков.
  2. Выделения главных и второстепенных членов предложения.
  3. Распознавание предложений с однородными членами.
  4. Словосочетания.
  5. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Состав слова.
  2. Правописание безударных гласных в корне слова в сложных словах по составу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных в корне слова.
  2. Непроизносимые согласные.
  3. Слова с удвоенными согласными.
  1. Состав слова.
  2. Изменение существительных по падежам (знать названия падежей и вопросы).
  3. Различение имен существительных по склонению.
  4. Способ проверки.
  5. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце.
  6. Связь слов в предложении.
  7. Словосочетания.
  8. Анонимы и синонимы.
  1. Связь слов в предложении.
  2. Словосочетания.
  3. Состав слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Состав слова.
  2. Части речи.
  3. Грамматические признаки.

Местоимение.

  1. Части речи.

Разделительные ъ и ь знаки

  1. Состав слова и разделительные ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Особые случаи переноса.

4-й класс

Предложение

  1. Распознавание видов предложений.
  2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  3. Разбор предложения по членам предложения.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Правописание слов с безударной гласной в корне слова в самостоятельных и творческих работах.
  2. Нахождение данной орфограммы в тексте и ее объяснении.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слов, с непроизносимыми и удвоенными согласными в самостоятельных и творческих работах.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Нахождение изученных орфограмм и их объяснение.
  2. Употребление полученных знаний в письменной речи.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Падеж имени прилагательного.
  2. Падежные окончания.
  3. Способ проверки.
  4. Амонимы и синонимы.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Глагол – время, число, спряжение.
  2. Соотнесение по спряжению.
  3. Правило правописания.
  4. Неопределенная форма глагола.
  5. ь на конце глагола.
  6. ться и тся

Местоимение

  1. Распознавание местоимения как части речи.
  2. Число и лицо.
  3. Местоимение с предлогом.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Употребление слов с ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Соблюдение правил переноса.

Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

ло ви́л - улó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма - приставку, корень, суффикс или окончание.

ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

Для родителей

(небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке -

что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)

Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки - в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!

Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).

Итак…

Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:

Этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;

Фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.

Учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.

И учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот - писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).

Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.

НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю - получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам - так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма - это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим - так и пишем. А в слове ВОДА - непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

В кого ты такой пошёл?

Раз ты такой неумный - заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) - не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса - ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ - не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Для учителей

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности , учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой "проверяемая безударная гласная в корне слова" или "парная согласная в слабой позиции" и предложить придумать другие проверочные слова.

Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

  1. Большая буква в начале предложения.
  2. Имена собственные.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  4. Мягкий знак - показатель мягкости.
  5. Разделительный мягкий знак*.
  6. Сочетания ЧК-ЧН.
  7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  11. Имена собственные.
  12. Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.

2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.

3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день .

Диктант.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. М ы
  2. С
  3. М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма - имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём - орфограмм нет.
  5. Гулять - орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В - это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Ча щу - ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Чащу - чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. .
  10. Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цве тут - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ландыши
  13. . - В конце предложения ставится точка.
  14. В от - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстро - словарное слово. Пишется БЫСТРО.
  16. Бе жит - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бежи т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. Ко лючий - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ёж - орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . - В конце предложения ставится точка.
  21. П ищат - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  22. Пи щат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пища т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пуши стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . - В конце предложения ставится точка.
  27. П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Птичк и - орфограмма - сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. Вь ют - орфограмма - разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда - орфограмм нет.
  31. . - В конце предложения ставится точка.