Все о тюнинге авто

Основные этапы развития истории. Основные этапы развития исторического знания. Этапы развития исторической науки

Аннотация. Дана историческая характеристика основных этапов эволюции Коммунистической партии как социального феномена, сыгравшего исключительную роль в отечественной истории ХХ в. Показаны решающие факторы качественного изменения партийной структуры, которые способствовали её уходу с политической арены страны.

Ключевые слова: партия, революция, бюрократизм, номенклатура, перерождение, олигархия.

Революционные события в России 1917 г. представляют интерес и потому, что понять современное российское общество невозможно без того, что происходило столетие назад. Это историческое прошлое исключительно ёмко по своему содержанию, однако это не исключает возможного выбора отдельных фрагментов и анализа их исторического развития.

С этой точки зрения рассмотрены основные этапы эволюции такого исторического феномена, каким явилась Коммунистическая партия. Известно, что в начале XX в. экономическая отсталость России всё полнее осознавалась общественной мыслью и свержение монархии рассматривалось как условие дальнейшего развития страны. Возникший в Европе марксизм, перенесённый в Россию, приобретал черты русского марксизма как непримиримой классовой борьбы. В марте 1898 г. проходит I съезд российских марксистов, на котором была провозглашена Российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП. Эта небольшая по численности партия в своей борьбе за власть ориентировалась на российский пролетариат. Члены партии того времени были людьми глубоко убеждёнными в возможности построения социализма и коммунизма в России и в этом находили силы переносить тяготы ссылок и тюрем, преодолевать отупляющую жизнь обывателя и мещанина. Участие России в Первой мировой войне оказалось далёким от военных успехов, что способствовало свержению монархии. Но пришедшее к власти Временное правительство не считало нужным менять экономический и общественный порядок в стране, хотя возникшая в ходе Февральской революции «другая» власть - Советы - настаивала на социальных реформах. Политический кризис нарастал. В таких условиях достаточно

было хотя и малочисленной партии сделать смелый шаг, и полнота власти оказалась бы в её руках. И такой шаг в ночь на 25 октября 1917 г. сделало большевистское крыло РСДРП. Таким образом, Октябрьский переворот, который в 1934 г. по предложению И.В. Сталина стали называть Великой Октябрьской революцией, был осуществлён профессиональными революционерами. Тем самым задача, ради которой создавалась партия, была решена. И теперь выдвигалась более сложная и трудная задача - построение социалистического, а затем и коммунистического общества.

Но историческая отсталость России превращала такое построение в «архитрудное» дело, тем более что «строить социализм» приходилось с «материалом» весьма «низкого качества». Да и партия была слишком малочисленной, чтобы обеспечить своими сторонниками государственные посты. Поэтому в образовавшийся «вакуум власти» хлынули представители других социальных групп, для большинства которых определяющим мотивом стал карьеризм. Начавшаяся в 1918 г. Гражданская война потребовала создания армии, которая стала не только школой начального образования десятков тысяч рабочих и крестьян, но и будущих партийных и государственных управленцев, которые после службы, как правило, на деле доказывали свою приверженность советской власти, определяя трудовые и военные победы того времени. С другой стороны, чем прочнее становилась советская власть, тем более энергично шёл процесс, когда многочисленный тип обывателя и мещанина дореволюционной России упорно и настойчиво пробивался в партийные и государственные структуры.

Так в партии наряду с коммунистами по убеждению появлялись и коммунисты по названию, которые, прикрываясь революционной фразой, шаг за шагом вытесняют «старую» большевистскую гвардию. После VII съезда 6-8 марта 1918 г. партия стала называться Российской коммунистической партией большевиков - РКП(б), а на X съезде (март 1921 г.) начинается «чистка» партии. Однако по-прежнему многие стремились стать членами партии, поскольку это давало возможность попасть в более привилегированные структуры, прежде всего в партийную бюрократию. Всё более отчётливо вырисовывалась дилемма исторической ориентации в развитии Советского государства: быть ли ему в интересах трудящихся или оно будет направлено на усиление власти привилегированной части общества. Смерть Ленина и новая экономическая политика определили второй этап в эволюции партийной структуры. В начале 30-х годов возникают острые межличностные столкновения в высших

эшелонах партии и государства, которые перерастали в действия, несопоставимые с характером этих отношений. А уровень культуры членов партии того времени порождал особое восприятие политических лидеров. Возникает культ личности И.В. Сталина, и всякое сомнение в партийных решениях расценивалось как поддержка буржуазных элементов.

В такую почти религиозно-мистическую форму облекалась искренняя вера миллионов людей в светлое будущее, которая была мощным стимулом трудовых, а впоследствии и воинских подвигов. Так, партия революционеров шаг за шагом превращалась в партийно-бюрократическую структуру, которая училась скрывать действительное положение вещей. А на XVIII съезде в марте 1934 г. было провозглашено о «строительстве социализма в основном», а партия стала называться Всесоюзной коммунистической партией большевиков - ВКП(б). С точки зрения современных реалий можно видеть, что, по существу, шло «строительство» государственного капитализма, в котором властное положение занимала партийная элита, которая с суровой подозрительностью «защищала» его от многочисленных «врагов народа». Так партия революционеров, готовых на лишения во имя социалистических и коммунистических идеалов, шаг за шагом превращается в партийную номенклатуру, которая во многом несла в себе психологию мещанской России, которая марксистское учение заменила революционной фразеологией и сталинскими цитатами.

Трудно представить, к чему привела бы та политическая вакханалия, которая велась с «врагами народа», если бы не события Отечественной войны, когда амбиции партийного руководства переплелись с величием духовной силы миллионов людей. Здесь нельзя не отметить ту роль, какую сыграли первичные партийные организации, которые решали на местах многочисленные вопросы политической и хозяйственной работы, а в армии идейно сплачивали личный состав, помогали в решении боевых задач. Отечественная война приглушила партийные распри, однако после Победы они вновь оживают. Ещё большим стал культ личности И.В. Сталина, всё дальше от ленинских принципов отходила деятельность партийных органов. Но с другой стороны, в годы войны в ВКП(б) вступило огромное число фронтовиков, что потребовало обновления административных и хозяйственных кадров государства. Это было проведено на XIX съезде партии в октябре 1952 г., на котором партия была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза - КПСС. Но съезд не сформулировал ни перспектив экономического развития, ни пути преодолении социальной напряжённости.

Со смертью И.В. Сталина 5 марта 1953 г. начинается третий этап в политической эволюции партии. Возникают острые политические разногласия, особенно после XX съезда партии (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущёву удалось представить себя руководителем, который заботится о повышении уровня жизни народа, однако последующие непродуманные реформы привели к его отставке. После октябрьского Пленума 1964 г. партийное руководство во главе с Генеральным секретарём партии Л.И. Брежневым, которым он стал в апреле 1966 г. на XXIII съезде партии, усиливает идеологический консерватизм. Возникает культ личности Л.И. Брежнева, который стал своеобразным символом единства номенклатуры. Регулярно каждые пять лет стали собираться партийные съезды, которые на деле оказывались тщательно подготовленным единодушным одобрением директив, выработанных руководящими органами. В 70-х годах политическое управление всё более осуществляется высокопоставленными партийными чиновниками.

А принятая в 1977 г. Конституция страны решительно утвердила ведущую роль Коммунистической партии, сохраняя видимость коллективного руководства в окружении одного человека - Генерального секретаря партии. Политическая видимость стабильности брежневских времён вела к расцвету номенклатурной элиты, уверенной в себе, в своих правах и в своём будущем. Но с другой стороны, это свидетельствовало о тщетности попыток создать новый тип общественно-экономических отношений в соответствии с марксистским учением. Поэтому появление М.С. Горбачёва и его реформаторская деятельность вначале вызвали сомнения. Под лозунгами «гласности» и «перестройки» становился явным кризис в партии, не способной осуществить политические реформы. Шаг за шагом, особенно начиная с 1990 г., М.С. Горбачёв уступал власть президенту России Б.Н. Ельцину.

А попытка совершить государственный переворот в августе 1991 г. не только ускорила распад СССР, но и стала поводом для приостановки деятельности КПСС, а затем и её запрета. Так в итоге самоотверженная борьба революционеров во имя справедливого общества привела к появлению новых господствующих классов. Это не только нынешние олигархи, но и административно-государственная бюрократия, которая подчиняет себе всё и вся. Что касается Коммунистической партии, то о ней можно сказать, перефразируя известное изречение, которое любили классики марксизма: «Ты хорошо рыл , старый крот!»

Сидоров В.Г. (г. Краснодар)

Д. Шостакович. 10-я симфония, ч. I

С. Прокофьев. 8-я соната, ч. I

Глубина замысла связана с тем, что тональная структура репризы есть своеобразное отражение структуры экспозиции в соответствии с основ­ной задачей сонатной репризы - воссоединение на новом уровне того, что было расщеплено и находилось во взаимопротивоположности в экспозиции. Главная тема экспозиции в миноре, в e-moll; побочная - в однотерцовом отношении as-moll-G-dur. Однотерцовость в репризе распределена между побочной в E-dur и главной в миноре, следова­тельно, в f-moll (с общей терцией as = gis). A связующим моментом этого f-moll с E-dur непосредственно и выступает органный пункт на доминанте к e-moll и к E-dur - на звуке Н. К тому же тритоновое сочетание H-f есть доминанта, разрешение которой приходится на спокойно и умиротворенно звучащий E-dur побочной партии.

Особенность органного пункта с точки зрения его отношения к явлению гармонии состоит в том, что он знаменует возникновение самого феномена многоголосного склада, вертикального измерения музыки, одновременного созвучия. Основные периоды развития органного пункта в общем совпадают с наиболее крупными эпохами истории музыки.

Можно предполагать, что элементарное сопровождение мелодии выдержанным бурдонирующим тоном было известно и в Древнем мире. По-видимому, именно такой тип многоголосия был - наряду с гетеро­фонией - самым ранним его выражением. Однако никаких точных документальных данных об этом не сохранилось. Но очевидно, что подобные формы музыки не были фактором музыкального мышления.

Первым достоверным свидетельством существования органного пункта - и как явления, и как понятия - следует считать так назы­ваемый «парящий» или «висящий» (или «подвешенный») органум (organum suspensum) Гвидо Аретинского (ок. 1025-1026), пример 63.

63 Органум. «Sexta hora» из «Микролога» Гвидо Аретинского

(Повторяющиеся но­ты на нижней строке, воз­можно, обозначают непре­рывно тянущийся звук в исполнении на инструмен­те, органе.)

В органуме школы Нотр-Дам (ок. 1160) педальными тонами слу­жили медленные, длинные ноты нижнего голоса («пункты»), испол­нявшего cantus firmus. Пример - обработка хорала «Нес dies» Леонина из «Magnus Liber Organi» (см. в изд. Historia organoediae. 1. Budapest, 1976).

В эпоху ренессансной полифонии основным видом органного пунк­та стал выдержанный голос, образующий консонансы с другими, бегущими голосами («консонантная педаль»). Он может быть и в нижнем голосе (Кабесон, 5-й Магнификат I тона; см. в изд. Liber Organi. 3. Mainz, 1961), и в верхних (Дж. Палестрина, заключитель­ные такты в Benedictus из мессы «О magnum mysterium»; см. в сб.: Хоровi твори. Киев, 1972; Г. Дюфаи, Sanctus из мессы «L"homme armé», перед Pieni; Я. Обрехт, Hosanna из мессы «L"homme armé», перед Benedictus). Консонантная педаль часто находится в заключи­тельном кадансе (как и позднейший органный пункт); притом даже в таком исключительно мягком гармоническом стиле, как у Палест­рины, встречается оговоренная правилами характерная синкопа на диссонансе кварты (пример 64).



В других стилях можно встретить и типичное для позднейшего органного пункта функциональное противоречие, выраженное доста­точно остро (несмотря на то, что в ренессансной модальной гармонии еще нельзя говорить о контрасте тональных функций), пример 65.

Эпоха барокко (XVII - середина XVIII в.) характеризуется ут­верждением органного пункта в нынешнем смысле слова. За орган-

64 Дж. Палестрина. Месса «L"homme armé», Agnus Dei

65 Жоскен Депре. Шансон «La belle se siet»

66 Дж. Фрескобальди. Токката «Sopra i Pedali del Organo e senza»

ным пунктом закрепляется положение в расширении заключитель­ного каданса (С. Шайдт, «70 симфоний», например «6-я симфония из D», «9-я симфония из D» «2-я симфония из G-бекар dur»), В XVII в. еще очень ощущается старый принцип «консонантной педали», функциональное противоречие проявляется преимущественно в дис­сонансе кварты к басу (развитие приема, указанного в примере 64).

Применение органного пункта как специального средства гармо­нии особенно ярко сказывается в органных токкатах Дж. Фреско­бальди (1583-1643), изданных под характерным названием «Toccata sopra i Pedali del organo e senza» (см.: Избранные органные сочине­ния в двух томах. Т. 2); это допускает возможность на усмотрение исполнителя играть произведения с педалью или без педали. Следо­вательно, комплекс верхних голосов мыслится как совершенно са­мостоятельный, что говорит о степени обособленности слоев ткани.

Фрагмент одной из токкат с органными пунктами см. в примере 66.

В органных мессах Фрескобальди (т. I того же издания) обработ­ки хорала, помещаемого поочередно в различные голоса, дают воз­можность долгих органных пунктов во всех голосах (органные пунк­ты типа «консонантная педаль»), см. обработки Kyrie и Christe.

Но у Фрескобальди встречается и момент яркого функциональ­ного контраста на органном пункте (пример 67). К концу XVII в.


I. У истоков исторической науки. II. Историческая наука античного мира. III. Историческая наука в Средние века и Новое время. IV. Историческая наука в XX веке. V. Становление и развитие взглядов на мир. VI. Принципы периодизации в истории. VII. Этапы развития человечества.


I. У истоков исторической науки. До изобретения письменности знания о прошлом передавались в устной форме, из поколения в поколение. Первая письменность появилась в государствах Древнего Востока в IV-II тыс. до н.э. Первые летописи появились в Китае в VIII в. до н.э.


II. Историческая наука античного мира. Наиболее известные писатели и историки античности: Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»; Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»; Фукидид (V в. до н.э.); Фукидид (V в. до н.э.); Плутарх (45-127); Плутарх (45-127); Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах; Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах; Платон (до н.э.) – «Атлантида». Платон (до н.э.) – «Атлантида».


III. Историческая наука в Средние века и Новое время. В раннем Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказывала религия. В XVI-XVII вв. в Европе создается единая система летоисчисления – от Рождества Христова. Абсолютизм – неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.


XVIII – начало эпохи Просвещения. В XIX веке в центр внимания гуманитарных и общественных наук выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил. Определяются требования: соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа; соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа; соблюдение принципа объективности. соблюдение принципа объективности.


V. Становление и развитие взглядов на мир. I. Христианская концепция исторического развития (Аврелий Августин) – основана на религиозных представлениях. II. Идея прогресса (Д. Локк, Вольтер, Ж. Ж. Руссо – просветители): движущая сила общественного развития –стремления людей, а его целью – реализация их идеалов. III. И. Кант – основоположник немецкой философии. IV. Г. Гегель – создатель « национальной идеи». V. Аристотель, Ш. Л. Де Монтескье, И. Гердер – идеи о большом влиянии материальных факторов на жизнь общества, его культуру и традиции.


Марксистская теория. К. Маркс, Ф. Энгельс. Рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс. Его движущей силой считалась борьба между классами – группами людей, которые различаются по их отношению к собственности на средства производства, месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена, т.е. это борьба между имущими и неимущими.


Прогресс ассоциировался с последовательной сменой формаций. Они различались по признакам преобладающих форм собственности на средства производства; социальной структуре общества и характеру отношений между составляющими ее классами; уровню развития производительных сил. Духовной сфере отводится второстепенная роль. Не отвергались и роль личности в истории, значение случайных факторов.


Различные теории исторического развития Марксистская концепция истории (К. Маркс, Ф. Энгельс) Теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев) Теории мирового цивилизационного развития (У. Ростоу, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер)


Направления в теории цивилизации Стадиальный подход Цивилизация- единый процесс, проходящий через определённые стадии: Доиндустриальная (IV тыс до н.э.-80 е гг. XVIIIв.) Индустриальная Постиндустриальная Локальный подход Локальная цивилизация- большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, специфические формы экономической, политической, духовной жизни., индивид. путь исторического развития


VI. Принципы периодизации истории. 1. Принцип смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе Дикость (собирательство, охота) Дикость (собирательство, охота) Варварство (земледелие, скотоводство) Варварство (земледелие, скотоводство) Цивилизация (письменность, обработка металлов Цивилизация (письменность, обработка металлов


2. Марксистская концепция истории. 2. Марксистская концепция истории. Противоборствую- щие классы Ф О Р М А Ц И И Этапы развития Бесклассовое общество Коммунистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Отсутствие классов Первобытно - общинный строй Рабовладельцы Рабы Феодалы Крестьяне Буржуазия Пролетариат ПРОГРЕССПРОГРЕССС


VII. Этапы развития человечества. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству. Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство. Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство.


Эпоха Средневековья (V-XVII вв.): Первый период (V-XI вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии. Первый период (V-XI вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии. Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер. Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер. Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии. Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии.


Эпоха Нового времени: Первый период (с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения. Первый период (с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения. Второй период - наступает после Великой французской революции (), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса. Второй период - наступает после Великой французской революции (), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса. Третий период (кон.XIX- нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Третий период (кон.XIX- нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Эпоха Новейшего времени. Эпоха Новейшего времени.


Итоговые вопросы к уроку: Каковы основные этапы развития исторического знания? Каковы основные этапы развития исторического знания? Назовите взгляды на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории? Назовите взгляды на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории? Дайте определение понятию «периодизация». Дайте определение понятию «периодизация». Каковы основные принципы периодизации? Каковы основные принципы периодизации? Сколько этапов развития человечества? Сколько этапов развития человечества?

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа . На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

Человеческие рассы

Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
Человеческие расы
- это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную , негроидную и монголоидную . Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.

Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.

Этапы исторической эволюции человека и общества.

Карстен Владимир Федорович. 05.01.2009, 13:03.

"" Владимир Фёдорович!
> >Что означает в буквенном сочетании "ВФКГ" буква "Г"?
> >
> ВФКГ - Всеобщая Федерация Конституционных Гуманистов, которая находится в стадии >проекта.

ВФКГ - как федерацию, Вы разумеется мыслите как естественно материалистическое развитие человека (в высшей стадии своей и общественной эволюции человек неизбежно гуманист) и общества. А какие необходимые этапы такого историко - материалистической эволюции человека и общества, Вы для себя (как теоретика и исследователя)определили?
Александр Васильевич Чижиков (член ИГ ПРКР-НК) ""
= = =
Я абсолютно уверен, что в любой деятельности СРЕДСТВА должны соответствовать функциональным возможностям и потребностям. В таких условиях, взаимодействия являются непротиворечивыми и гармоничными. Пока люди полагались на естественные регуляторные механизмы био-гео-гелио-сферы, называемой средой обитания, их заботы ограничивались стремлением к индивидуальному и групповому выживанию семьи, рода, племени. Прогресс научного познания и социальной организованности во многом лишил эффективности указанные регуляторы, на смену которым должно придти осознанное самоподчинение необходимости, продиктованной потребностью самосохранения и развития человека, как вида.

К естественным регуляторам относятся:
1) Гео-тектонические, гео-климатические, фитосферные - биосферные процессы и тенденции.
2) Локальные и индивидуальные особенности условий обитания индивидов, способствующие естественному отбору, в процессе воспроизводства численности популяции.
3) Специфические условия, порождаемые неосознаваемыми или частично осознаваемыми процессами социализации.

Другими словами: природные; катаклизмы, голод, холод, хищники, инфекции, травмы, врожденные дефекты или социальные; достижения, организационные принципы, конфликты, войны, традиции и т.д. исключали гипертрофированную монополию человека в экосистеме планеты Земля. Но достижения человечества в областях; медицины, гигиены, санитарии и в использовании механической энергии поставили "интересы" и прихоти людей над рекреационными возможностями экосферы Земли.

Из этого состояния есть только ТРИ основных возможности выхода:

1) Экстенсивное исчерпание жизненно важных, для людей, ресурсов, с последующим возвращением под "власть" естественных регуляторов.
2) Насильственное сокращение численности населения планеты и потребления ресурсов, с опасностью полного или почти полного самоуничтожения средствами ядерного, био-химического и прочего оружия.
3) Осознанный переход к принципам самоограничения, в соответствии с перспективными возможностями фито-био-эко-геосферы планеты.

Это станет возможным только в том случае, если политика "интересов" уступит место политике Научного понимания действительности, а психология лжи, страха и насилия уступит место психологии взаимозависимости, взаимодействия и осознанной ответственности.

Все это звучит несколько фантастично, поэтому вернемся к рассмотрению СРЕДСТВ, служащих восстановлению гармонии взаимодействий между людьми и экосферой планеты. Варианты переселения людей на другие планеты, в пучины океанов или в "тела" механических роботов оставим пока для профессиональных фантастов.

Для начала рассмотрим СРЕДСТВА, с помощью которых можно достигнуть ПОНИМАНИЯ неизбежности следования тенденциям единственного варианта Спасения Человечества, путем перехода к фазе осознанной эволюции.

Теория познания.

Здесь требуются разъяснения по методологии познания. Люди умеют мыслить и путем многочисленных наблюдений, сопоставлений, моделирований и других методов познания обретают ПОНИМАНИЕ СМЫСЛОВ, неотъемлемо присущих явлениям и процессам Бытия. Как два одинаковых семечка, прорастающих на противоположных сторонах Земли, воплощают собой Смыслы потенций, заключенных в них и в окружающей среде, так планетарные системы в различных галактиках проходят аналогичные этапы эволюционных преобразований. Попробуем обосновать это утверждение.

С помощью современных, точных методов спектрального анализа излучений множества звезд и галактик достоверно установлено, что наличие, распределение и концентрация химических элементов в обозримой части Вселенной аналогичны этим параметрам в нашей галактике и солнечной системе, с учетом погрешностей в измерениях, расчетах и т.д. Это означает, что обнаруживаются только потенциально и теоретически ВОЗМОЖНЫЕ сочетания ТРЕХ основных компонентов веществ - электронов, нейтронов и протонов, которые известны и сведены в периодическую систему химических элементов. Эти и прочие структуры Бытия являются проявлениями Материи, которая является воплощением Энергии и концентратом Смыслов. Отсюда можно сделать выводы:

1) Бытие Триедино, неразделимо, неуничтожимо, находится в вечном движении, взаимодействии, самообновлении всего и только ВОЗМОЖНОГО.
2) Невозможное не существует, не взаимодействует и не имеет действительного Смысла.
3) Возможное существует и взаимодействует по единым, неизменным, вечным (Смыслам) Законам и Принципам Бытия, которые и ОТКРЫВАЕТ людям, в форме теорий, моделей, концепций объективное логическое познание.
4) Возможное существует во ВРЕМЕНИ, которое выражает процесс движения от причин к последствиям.
5) Детерминированность взаимодействий выражает Логичность Смыслов Бытия, которая является основой для реализации возможностей интуитивного и логического мышления разумных существ.
6) Всему возможному есть свое время и свои пределы существования, именуемые пределами возможного, от размеров атомов, космических тел и систем, до параметров всех остальных систем и взаимодействий.
7) Аналогичные, эволюционно (векторно направленно) развивающиеся возможности воплощаются в аналогичные условия существования и взаимодействия.
8) В аналогичных условиях протекают аналогичные процессы взаимодействий - аналогичные причины ведут к аналогичным последствиям.
9) В процессе познания невозможно зафиксировать и учесть все условия - причины, поэтому в некоторых пределах, как правило: Три определяющие ПРИЧИНЫ предопределяют возникновение конкретных ПОСЛЕДСТВИЙ.
10) Как материально-вещественные = энергетические, так и Смысловые структуры Бытия находятся в иерархической взаимосвязи, поэтому причины явлений и событий становятся понятны лишь с уровня мышления в критериях более общих процессов и тенденций, а направленность процессов и тенденций становится понятной с позиций еще более высоких обобщений на уровне высших Законов и Принципов Бытия.

Поэтому, подгорание шашлыка можно объяснить с уровня понимания закономерностей термодинамических процессов, а их в свою очередь можно намного объективнее понять и систематизировать с уровня осознания наиболее общих Законов и Принципов существования и взаимодействия.
Вершиной иерархии Смыслов является Принцип Триединства Бытия. С этой "высоты" становятся ясными, объяснимыми и логически непротиворечивыми любые взаимосвязи и взаимодействия в Бытии.

Эволюция человека и общества.

Все эти утверждения требуют дальнейшего обоснования, но приняв их за исходные ориентиры попытаемся рассмотреть социальные проблемы и поставленные вопросы.

"А какие необходимые этапы такого историко - материалистической эволюции человека и общества, Вы для себя (как теоретика и исследователя)определили?"

Со времени зарождения солнечной системы происходят процессы:

1) Неорганической эволюции.
2) Органической эволюции.
3) Биологической эволюции.
4) Социальной эволюции.
5) Мировоззренческой - интеллектуально-информационной эволюции ПОНИМАНИЯ действительных Смыслов Бытия.

Некоторое совпадение очертаний континентов указывает на то, что наша планета некогда была намного меньше, но постепенно росла и продолжает увеличивать свою массу, удаляясь от Солнца и увеличивая период обращения. По пути движения солнечной системы вокруг центра галактики, она проходит сквозь зоны большей или меньшей плотности вещества в космическом пространстве. Изменение плотности в пределах единиц атомов вещества на кубический метр межзвездного пространства значительно изменяет интенсивность протекания геологических и гелио-термических процессов. При всей кажущейся непредсказуемости рисков столь длительных путешествий в межгалактических пространствах, все типы эволюции на Земле протекают последовательно и успешно: как доказывают специалисты, не менее четырех миллиардов лет. Есть вероятность безбедного продолжения космических странствий и в ближайшие миллионы или миллиарды земных лет.

В любом случае бессмысленно опасаться глобальных катастроф, вызванных внеземными причинами, поскольку возможности воздействия на них человечества отсутствуют и будут отсутствовать еще очень долго. Намного серьезнее и актуальнее риски и опасности, проистекающие из мировоззренческих противоречий, социальных конфликтов, онтологических и психологических несуразиц в науке, экономике и политике. Поэтому будет намного более эффективно отстраниться от абсолютно гипотетических страхов и обратиться к злободневным социальным проблемам. Но средства и методы решения социальных проблем становятся понятными лишь на фоне понимания общих эволюционных тенденций.

С биологической эволюцией все более или менее ясно, поскольку в условиях современной цивилизации отсутствуют объективные причины, препятствующие реализации физиологических, психо-эмоциональных и интеллектуальных возможностей отдельных личностей. Проблемы возникают из того, что на такие возможности начинают претендовать не миллионы, а миллиарды человек. Но, если всем жителям Земли обеспечить средний прожиточный уровень граждан США, то потребление всех видов ресурсов: от нефти, до пресной воды и кислорода возрастет в десятки раз и покончит с имеющимися резервами в считанные годы. Поэтому места у ресурсного "насоса" очень плотно заняты, а жизненные блага еще достаются широкому кругу "дикарей" и "социальных неудачников" только по объективным причинам отсутствия глобальной монополии на средства власти, производства и социального насилия. Если возникнет такая монополия, основывающаяся не современных принципах политического цинизма, можно не сомневаться, что 9/10-х жителей планеты (или еще больше) будут очень скоро вычеркнуты из списков, имеющих право на жизнь.

Это понятно и без дополнительных обоснований, но возникают вопросы о возможности и желательности альтернативных сценариев социальной резекции или социальной эволюции.

Итак: На уровне неорганических и органических структур, непосредственность физических и химических взаимодействий абсолютно детерминирована. Живыми могут считаться лишь такие организмы, системы и структуры, которые способны хоть в какой-то мере реагировать на взаимодействия избирательно или неоднозначно. Поэтому, в качестве определения можно принять следующую формулировку:

Основной отличительной особенностью живых структур, систем и организмов от неживых является способность использования неоднозначного выбора во взаимодействиях = использования дополнительных ВОЗМОЖНОСТЕЙ взаимодействия и развития способностей.

Атомы, при определенных условиях могут покинуть одни молекулярные структуры и образовать структуры с атомами других, строго определенных, химических элементов. Атомы в составе простейших организмов - вирусов обретают возможности репродуцирования собственных копий, путем встраивания в клеточные структуры, обретают высокую мобильность и довольно широкий диапазон возможных взаимодействий. Растения имеют намного меньше возможностей динамичных взаимодействий с окружающей средой, чем животные.

В итоге: каждый отдельный человек имеет намного меньше возможностей самореализации - реализации своих потенциальных и функциональных возможностей, чем коллектив или более многочисленное сообщество.

Но, более высокое место в иерархии универсальных систем предопределяет не только дополнительные возможности различных вариантов структуризации и разнообразия взаимодействий, но и расширение возможностей деградации - деструктуризации, патологических изменений, реакций и взаимодействий. Более определенной становится дифференциация возможностей; к продолжению функционирования и развития - к жизни и/или к смерти - к разложению. Устойчивость функционально "простых" физико-химических структур и взаимодействий, в сложных структурах, организмах и системах, сменяется принципом многофакторного динамического равновесия. Образно говоря: Молекулярная структура отличается от социальной структуры почти, как булыжник отличается от самолета или ракеты в полете.

Исходя из выше изложенного можно утверждать, что основным признаком смены эпох эволюционного социального развития личностей и обществ можно признать следующий фактор:

Гармонизация взаимодействий является расширением ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ возможностей по реализации ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ способностей, возможностей общества и личности в ее составе.

Из этого следует, что интеллектуальная эволюция разумных существ подразделяется на Три эпохи:

1) Эпоха монистического (животного) мышления категориями, непосредственно осязаемых предметов и событий.
2) Эпоха "грехопадения" - дуального, антагонистично противоречивого деления всего многообразия реальности на "добро и зло", на "черное и белое", на оберегаемое свое и вожделенное чужое, на полноправно "святые" свои и "патологически" враждебные чужие "ИНТЕРЕСЫ".
3) Эпоха Триединства Бытия - объективного познания, ответственной личности, логичного мышления и эко-социального симбиоза, которая еще впереди.

Принцип Триединства, кроме прочего, означает, что любое подразделение не является абсолютным, поскольку в ЕДИНСТВЕ всегда присутствует все. Текущая действительность лишь актуализирует приоритетность процессов, определяющих логическую преемственность и последовательность векторных эволюционных закономерностей.

Еще конкретнее и в терминологии материалистических представлений: До овладения Словом "люди" пользовались, в процессах общения и взаимодействия, знаковыми системами поз, движений, жестов, мимики, голосовых сигналов, которыми интуитивно или целенаправленно пользуются и сегодня. Почти всем было почти все понятно. Появилась речь, давшая огромные преимущества перед конкурентами в борьбе за выживание, но появилась и ложь, препятствующая взаимопониманию во взаимодействии. Слово стало "фундаментом" человеческой цивилизации, остающейся до сих пор похожей на "Вавилонскую башню".

Овладение огнем, с помощью "Прометея", заложило первый "этаж" огромных возможностей и преимуществ человека перед миром животных. Возросла выживаемость потомства, средняя продолжительность жизни людей. Возросли возможности накопления жизненного опыта и роста интеллектуального развития. Внутривидовая конкуренция начала доминировать над межвидовой конкуренцией. Основными альтернативами в тот период являлись:

1) Регулярные взаимо-уничтожения людей, чтобы объемы потребления не истощали естественные кормовые угодья.
2) Разделение племен и расселение более слабых и малочисленных родов в районы с менее благоприятными климатическими условиями.
3) Переход от охоты и собирательства к более стабильному животноводству и земледелию.

Как видим: перед далекими предками тоже стояли непростые проблемы. Они использовали все средства и возможности, но за неимением общих принципов регулирования численности населения им приходилось, в конечном итоге, интенсифицировать интеллектуальную деятельность в сфере производства материальных благ, распределения и социального взаимодействия. Как написал только сегодня:

" "Жизнь - не сахар и не мед", поэтому ничто иное как навоз является лучшей питательной средой для произрастания растений и питания жизни. В этом и поэзия и гармония жизни, которая получает питание от "трупов" и отходов жизнедеятельности предшественников. "Где воняет, там и пахнет!" Иначе не получается. "

Но это было не столь печально до тех пор, пока отходы жизнедеятельности людей не стали химически агрессивными и настолько ядовитыми, что ведут к вымиранию множества видов живых организмов. Экологический баланс все более нарушается и недалек тот "день", когда целые биологические системы начнут катастрофически разрушаться.

Все почему? Новые преимущества и возможности ведут к росту "народонаселения", потребления и к обострению борьбы за жизненно важные ресурсы. Но в русле идеологии борьбы и соперничества "материалистических интересов" конструктивных решений найдено быть не может. Тем более, что в азарте борьбы идут в ход любые методы, под лозунгом: "Цель оправдывает средства!" Так появляются бесчисленные "теории", декларирующие все, что угодно, но исходящие из единственного ИНТЕРЕСА - завоевания или сохранения власти над ресурсами. Вот например:

МЕТАФИЛОСОФИЯ Спирин Владимир Георгиевич
Internet: www.MetaFilosof.Narod.ru; www.VGS-PHILOSOPHY.Narod.ru; www.SPIRIN-PHILOSOPHY.Narod.ru
E-mail: [email protected] http://www.metafilosof.narod.ru/

"" Финитные философы подобные выводы немедленно переведут на дихотомичные рельсы первопричины - "Материя или Дух". И невдомек им, что это тоже НС, которая обладает целостностью. И это уже не дихотомия. Это уже триединство, которое имеет всеобщий характер в нашем актуальном трехмерном мире.
Триединство известный закон финитной диалектики - "Отрицание Истины порождает Ложь" требует по иному исправить: на "Отрицание Истины порождает иную Истину", "Не существует Абсолютных Истин, существуют лишь точки зрения взаимодействующих систем". ""

"Горы" наукообразных фраз перемежаются мистикой и алогизмами, которые понять невозможно. Значит непременно появится мнение о необходимости канонизации догматов "учения" и слепой веры в безгрешность их авторов.

Заключение.

Многим хочется простых решений и указаний, типа: "Весь мир насилья мы разрушим!" Разрушили! А что "построили"? Мир еще более масштабного насилия и прямого издевательства над здравомыслием!? Теперь изощряются в определениях тому, что было: от "тоталитарного гос-феодализма" до "азиатского казарменного коммунизма".
Нет-уж! Без очистки "мозгов" - представлений от многовековых наслоений социальной ЛЖИ, ничего хорошего или спасительного не получится.