Все о тюнинге авто

Биомеханическая характеристика гибкости. Легкая атлетика

Быстрота - это способность выполнять движения с большой скоростью и частотой. Такая способность выполнять движения обеспечивает достижение хороших спортивных результатов.
Быстрота движений зависит от развития силы. Так, например, движение рукой можно выполнить очень быстро, но то же движение с диском в руке, с копьем или же с более тяжелым снарядом сделать быстро гораздо труднее. Чем больше вес предмета, тем медленнее будет данное движение. То же относится к прыгунам в высоту, в длину, так как им при отталкивании приходится преодолевать вес собственного тела. Но уменьшать вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя, невозможно значительно уменьшать вес тела прыгунам, поэтому остается одно - увеличить силу спортсмена, чтобы облегчить преодоление внешнего сопротивления (ядро, диск, лес собственного тела в прыжках и т. п.).
Быстроте движений способствуют предварительно растянутые эластичные мышцы, которые сокращаются с большей силой и быстротой.
Для растягивания мышц и улучшения их эластичности применяются общеразвивающие и особенно специальные упражнения (см. «Программа тренировок »). Быстроту движений до известного предела можно улучшить также с помощью упражнений на гибкость, выполняемых с большой амплитудой.
В беге на скорость, где требуется частая смена движений, очень важно уменье быстро расслаблять мышцы после произведенной ими активной работы. Следовательно, упражнения в расслаблении, выполняемые в быстром темпе, тоже будут способствовать развитию быстроты.
Для развития быстроты используются разнообразные средства и методы, с помощью которых удается «сломать» установившийся ритм движений и перейти на новый, позволяющий совершать движения с большей скоростью и частотой. Лучшим способом для достижения этой цели может служить волевая установка - возможно быстрее бежать, метать, отталкиваться в прыжках. К таким упражнениям относятся различные прыжки с обязательным условием достать рукой, головой, маховой ногой высоко подвешенный предмет (см. «Примерные уроки»). В метаниях это могут быть броски снаряда за определенную границу, метание снарядов облегченного веса (наряду с нормальными и утяжеленными).
Особенно эффективны выбегания со старта группами на отрезке 12-15 м с установкой на время. Таким образом, при выполнении всех упражнений с установкой «кто быстрее» (в беге), «кто дальше» или «кто выше» (в прыжках и метаниях) проявляются максимальные усилия спортсмена и развивается быстрота движений. Из других средств, развивающих быстроту, нужно выделить: часто и многократно повторяемые ускорения на различных отрезках (от 20 до 100 м), старты по сигналу, повторные упражнения, выполняемые почти с максимальной скоростью, упражнения с быстротой, превышающей предельную в облегченных условиях (бег на месте, бег с максимальной скоростью в упоре наклонившись, бег под уклон 2° - 3°, бег по ветру и т. п.). В одно занятие не следует включать много упражнений, выполняемых с предельной быстротой. При большом количестве повторений наступает усталость и быстрота движений снижается.
В свою очередь, снижается и эффективность тренировки на быстроту. Поэтому начинающим легкоатлетам тренировать быстроту лучше понемногу, но чаще. В каждом занятии повторять упражнения, развивающие быстроту, следует после полного отдыха. Непрерывно повторяемые упражнения в беге и прыжках (сериями) нужно сразу прекращать, как только появится усталость, или когда уменьшится скорость при выполнении повторных упражнений в беге (по секундомеру). Показателем снижения скорости в метаниях служит уменьшение дальности бросков снаряда, в прыжках - их высоты или длины.

Сила - это способность преодолевать определенное сопротивление. В беге и прыжках спортсмен преодолевает вес собственного тела, а в метаниях - вес снаряда. Чем больше сопротивление, тем больше требуется силы для его преодоления, и чем больше накоплен «запас» силы, тем лучшего спортивного результата можно добиться. Для развития силы легкоатлеты выполняют упражнения с различными отягощениями (набивными мячами, мешками с песком, гантелями, гирями и др.), упражнения в преодолении собственного веса (подтягивания, отжимания, поднимания и опускания ног и туловища из различных положений, лазание по канату и др.), упражнения в сопротивлении с партнером (перетягивание, переталкивание, борьба) (см. «Тренировки »). Но особенно эффективны упражнения, выполняемые с большим отягощением (со штангой, гирями, с партнером, сидящим на плечах), к выполнению которых нужно подходить постепенно и осторожно, особенно начинающим спортсменам.
Какими методами и при каких условиях можно успешно развивать силу?
Эффективно выполнять упражнения: с малым весом, сериями и «до отказа»; со средним весом (65-70% от предельного) и выше; с большим весом и до максимально возможного веса. Подбирать методы следует в зависимости от индивидуальных особенностей данного спортсмена.
На первых занятиях, когда силы у спортсмена еще недостаточно, упражнения с отягощением выполняются медленно и с малым весом (набивными мячами, мешками с песком и др.). В дальнейшем упражнения выполняются так быстро, как позволит отягощение. Упражнения с малой тренировочной нагрузкой можно делать часто (даже ежедневно). При многократном повторении этих упражнений больше развивается силовая выносливость и в меньшей мере максимальная сила.
Для развития силы применяются упражнения в преодолении собственного веса (прыжки вверх из приседа на двух и на одной ноге, подтягивания, отжимания и др.), выполняемые в медленном и быстром темпе. Применение их зависит от подготовленности спортсмена. В одном занятии эти упражнения можно выполнять до возможного числа повторений, сериями (3-5), с 3-5-минутным отдыхом между ними.
Упражнения в различных видах сопротивлений (с партнером) также выполняются до ощутимой усталости. Упражнения со средним и большим весом повторяются 3-5 раз подряд, а иногда и меньше, в зависимости от способностей спортсмена. После этого дается отдых 2-5 мин.
Но наибольшей силы можно достигнуть посредством упражнений со штангой, вес которой постепенно возрастает. В начале 3-5 раз подряд спортсмен поднимает вес на 60-70% меньше предельного (2-3 подхода). По мере увеличения веса количество подходов и повторений уменьшается. Околопредельный и предельный вес следует поднять один раз. Новый вес, который легкоатлет еще не поднимал, он может поднять лишь после того, как достаточно уверенно поднимет предыдущий вес не менее двух раз. После каждого упражнения надо отдыхать 3-5 мин.
Поднимание только большого веса, непрерывно или «до отказа», связано с большим «натуживанием». Это неблагоприятно отражается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах спортсмена. Такая тренировочная работа и малоэффективна. При поднимании большого веса важно следить за тем, чтобы общая сумма его в одном занятии (в кг) была небольшая.
После упражнений с отягощениями рекомендуется перейти к таким упражнениям, как баскетбол, волейбол, и в заключение провести упражнения на расслабление и спокойный бег.
Как же планировать тренировочные нагрузки для успешного развития силы? Наибольший объем упражнений на силу должен приходиться на подготовительный период тренировки легкоатлета (декабрь, март). При этом важно, чтобы с каждым месяцем этот объем постепенно возрастал. Лучшие легкоатлеты к концу периода поднимают в одном занятии до 10 тонн. У начинающих легкоатлетов вес не должен превышать одной тонны. У специализирующихся в беге объем в силовой подготовке небольшой, у прыгунов-больше, у метателей-наибольший. В подготовительном периоде различные виды упражнений на силу занимают примерно 70% времени, отводимого на все занятия, планируемые в неделю.
В марте и особенно апреле упражнения с отягощениями больше выполняются в тренируемом виде легкой атлетики. В беге - это прыжковые упражнения по дорожке и в гору, в прыжках - различные отталкивания с грузом, в метаниях - броски утяжеленных снарядов, предметов (ядра, гири, камня). Важно, чтобы упражнения с отягощением воздействовали на те группы мышц, на которые более всего ложится нагрузка при выполнении основных движений в тренируемом виде: в беге - на ногу, выполняющую задний толчок, в прыжках - на отталкивание, в метаниях - на финальное движение, т. е. при броске снаряда.
Летом, в соревновательном периоде тренировки, молодым легкоатлетам никаких специальных занятий на развитие силы выделять не следует. Она приобретается разнообразными средствами общефизической подготовки, включаемыми в каждое занятие (см. «Примерные уроки»). Упражнения для развития силы с большой нагрузкой обычно выполняются в конце занятия, после тренировки в своем виде. Упражнения на силу с малой нагрузкой можно включать и в подготовительную часть занятия (см. «Примерные уроки»).
Выносливость - способность выполнять продолжительную тренировочную работу (в беге, прыжках, метаниях).
Выносливость бывает общая и специальная. Общая выносливость приобретается посредством длительной тренировочной работы, выполняемой с относительно невысокой скоростью (интенсивностью). Увеличивать нагрузку в упражнениях на выносливость надо постепенно и очень осторожно, иначе можно ухудшить нормальную работу сердечно-сосудистой системы. Вначале рекомендуется давать упражнения в равномерном темпе. Упражнения, выполняемые с большой скоростью, не должны быть продолжительными. Начинающим легкоатлетам развивать общую выносливость лучше посредством смешанных передвижений (очень медленно + умеренно + медленно и т. д.) (см. «Примерные уроки» - упражнения в беге). Позднее необходимо переходить на равномерный темп, постепенно увеличивая продолжительность тренировочной работы. На первых занятиях она невелика: для начинающих легкоатлетов - до 5-8 мин.
Общая выносливость способствует повышению общей работоспособности спортсмена, улучшению его здоровья и, вместе с тем, является основой для развития специальной выносливости.
При развитии специальной выносливости выполняется уже более интенсивная скоростная работа. Здесь бег менее продолжителен, но повторяется несколько раз, в одном тренировочном занятии, например, занимающиеся пробегают 400 м по 4-6 раз со скоростью 70-75 сек. каждый отрезок дистанции. Между пробежками спортсмены выполняют медленный бег «трусцой», т. е. отдыхают активно (см. «Занятия по легкой атлетике »).
В настоящее время такой метод (бег с переменной скоростью) является основным при подготовке бегунов на средние и длинные дистанции. Распространен и другой метод - повторный: спортсмен повторяет бег на отрезках более коротких, чем соревновательная дистанция, отдыхая после пробежки 15-20 мин. Например, тренируя с помощью повторного бега дистанцию 3000 м, спортсмен пробегает 3 раза по 1000 м с большей скоростью, чем соревновательная.
Развивать выносливость надо постепенно. Вначале упражнения в беге выполняются с меньшей скоростью, интенсивностью, продолжительностью (на малых отрезках), невелико и число повторений. В дальнейшем, с ростом мастерства спортсмена, нагрузка постепенно увеличивается.

Гибкость - способность спортсмена выполнять движения с большой амплитудой.
Амплитуду движений спортсмена обычно ограничивают связки и мышцы. Чем они будут эластичнее, тем размах движений станет шире, свободнее. Большая подвижность в суставах необходима не только прыгунам в высоту (для выполнения маха ногой вверх в момент отталкивания и поворачивания таза при переходе через пленку) и метателям (особенно в плечевом суставе), но и другим легкоатлетам. Чем эластичнее мышцы, тем легче и быстрее можно выполнить движения.
Гибкость можно развивать общеразвивающими упражнениями, включаемыми в занятия с этой целью (см. комплексы общеразвивающих упражнений в «Программе тренировок »).
Но одной только общей гибкости еще недостаточно для, достижения спортивных результатов. Необходима и специальная гибкость, которую развивают специальными упражнениями «на растягивание» или, как принято говорить, «на гибкость». Подбор этих упражнений зависит, от того, в каком виде легкой атлетики начал специализироваться спортсмен. Упражнения на гибкость следует выполнять с предельной амплитудой, делая в конце постепенно увеличивающиеся покачивания 2-3 раза. Каждая серия упражнений должна состоять из 3-5 повторений. После 2-3 упражнений на гибкость нужно работавшие группы мышц расслаблять. Важно, чтобы упражнения не вызывали болей в растягиваемых мышцах; при болевых ощущениях нужно снизить интенсивность движений или закончить упражнение.
Перед упражнениями на гибкость необходимо хорошо разогреться (особенно тот участок тела, на который направлено воздействие упражнения). Делать их надо неторопливо, постепенно увеличивая амплитуду движений и число повторений (серий). Упражнения на гибкость рекомендуется делать и дома.
Лучше всего их включать в утреннюю зарядку. Хорошая гибкость не требует улучшения в дальнейшем. Ее нужно лишь поддерживать, включая 2-3 специальных упражнения в разминку каждого занятия. Если только растягивать мышцы, попутно не укрепляя их упражнениями на силу, то спортивные результаты не улучшатся.

Ловкость - это умение выполнять движения быстро и согласованно в неожиданно изменяющихся условиях. Чтобы быть ловким, надо быть сильным, быстрым и в то же время хорошо координированным.
Ловкость, как и координация движений, развивается посредством самых разнообразных упражнений. Лучшими средствами для ее развития являются спортивные игры: баскетбол, волейбол, ручной мяч. Эффективны также и такие игры, как «борьба за мяч», различные варианты эстафет с элементами бега, прыжков, с бросками и ловлей мяча.
Приобретению ловкости способствуют также кроссы, проводимые на местности с естественными препятствиями (канавами, пнями, кустами, поваленными деревьями и т. п.), спуски на лыжах с гор, акробатические прыжковые упражнения и др.. Хорошо развивают ловкость упражнения, выполняемые в изменяющихся условиях: ловля в прыжке неожиданно брошенного мяча; ловля на спину невысоко подброшенного набивного мяча и в темпе подбрасывание его спиной вверх; ловля брошенного вверх мяча после того, как упражняющийся быстро сядет на пол, вытянет ноги и снова встанет и т. п.
Нельзя забывать, что занятия отдельными видами легкой атлетики в какой-то степени также развивают ловкость, особенно прыжки.
Нужно постепенно переходить от простых к более сложным заданиям, выполнять упражнения на ловкость в различных условиях, ускорять их темп, вносить элементы неожиданности.
Больше всего упражнений на ловкость выполняется в подготовительном периоде тренировки (ноябрь - апрель). В соревновательном периоде ловкость совершенствуется в беге, прыжках, метаниях и посредством специально подобранных упражнений.

Сила-способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

а) абсолютная сила (мах)

б) относительная = абс /вес

Абсолютная зависит от величины сечения мышц. Для развития максимальной силы используют метод максимальных усилий.

Скоростная сила- определяется скоростью с которой может быть выполнено силовое упражнение.

Интегральный метод – определенный вес поднимают определенное количество раз.

Величина проявления силы действия зависит от внешних и внутренних факторов.

Силовые способности проявляются через силу действия, измеряемую в кг и развиваемая человеком посредством мыш. напряжений.

10.Методика развития выносливости.

Выносливость – способность человека значительное время выполнять мышечную работу без сильной мощности, т.е противостоять внеш. сопротивлению.

1.продолжительные работы без признаков утомления на данном уровне мощности.

2. скорость снижения работоспособности при наступлении утомления.

а)общая выносливость

б)специальная(скоростная)

Общая- совокупность функциональных возможностей организма, определяющая его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы с умерен. интенсив.

Уровень развития проявляется:

Аэробные возможности организма

Степень экономизации техники движений

Уровнем развития волевых усилий

Методы развития выносливости: непрерывный, интегральный, контрольный и соревновательный.

11. Быстрота- способность выполнять движения с большей скоростью и частотой.

Зависит от силы!

Проявляется быстрота через совокупность способностей:

Быстрота двигательной реакции

Скорость одиночного движения

Частота(темп движений)

Проявляется в 3 основных формах:

Быстрота ответного движения на какое-либо раздражение

Скорость одиночного движения

Частота движений в единицу времени

Методика развития:

Основное средство-

1)скоростные упражнения

А)спортивные подвижные игры

Б)эстафеты

В)единоборства

2)скорост.упражнения, направленные воздействующее на отдельные компоненты скоростных возможностей:

А)быстрота реак.

Б)скорость выполнения отдельных движений

В)улучшение частоты движений

Г)улучшение стартовой скорости

Д)скоростная выносливость

Е)быстрота выполнения двигательных действий в целом

3)метод повторных упражнений

4)метод перемены

12. Гибкость-способность человека максимальным по амплитуде движениям.

Это морфо-функциональное качество, которое передается по наследству.

Зависит от:

Суставов

Эластичности мышц и связочного аппарата

Механического аппарата,нервной регуляции и тонуса мышц

Гибкость бывает пассивной и активной.

Активная-способность выполнять движения с большей амплитудой засчет собствен.мышечных усилий.

Пассивная- спос-ть выполнять движ. с большей амплитудой засчет внешних усилий.

Основной метод развития гибкости –стрейчинг.(упражнение растяжения ног)

Обязательное условие-разминка!(особенно в утренние часы)

13.Координация-составная часть ловкости.

Ловкость- физ.способнось чел-ка проявляющееся в способности своевременно и рационально справляться с новой неожиданно возникшей задачей движения.

Ловкость представляет собой врожденное качество, которое можно развивать определенными упражнениями до некоторой степени.

Критерии ловкости:

Координационная сложность двигательного задания

Точность выполнения

Время необходимое для овладения должным упражнением точности движения

Ловкость:

Специальная

Методы развития:

1)выполнения привычных упражнений из непривычных положений

2)зеркальное выполнение упраж.

3)создание непривычных условий для выполнения упражнений

4)выполнение упражнений в осложненной обстановке

5)изменение скорости и темпа

6)изменение пространственных границ выполнения упражнений

14. Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.

Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко - до начала работы, то время

проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.

Типовая схема вводной гимнастики состоит из упражнений организующего характера, упражнений для мышц туловища, рук и ног, упражнений общего воздействия, специальных упражнений.

Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Они позволяют последовательно вовлекать в активную деятельность различные группы мышц. Общая нагрузка при выполнении упражнений постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы незадействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.

Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не отличается большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная физическая нагрузка приходится на первую треть комплекса. Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности, в течение 5-10с. Если нужно быстро настроиться и включиться в работу, дополнительное напряжение скелетных мышц в специальных упражнениях должно быть выше.

Условия труда, рабочая поза могут неблагоприятно влиять на организм. В этих случаях рекомендуется включать упражнения, имеющие профилактическую направленность. К примеру, работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудной части, поэтому комплекс упражнений должен быть направлен на то, чтобы улучшать осанку и препятствовать появлению «круглой» спины.

Для вводной гимнастики часто используют упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного, от умеренного до повышенного. При этом рекомендуется развивать темп, превышающий средний темп работы.

Основой типовой схемы физкультурной паузы служит положение о том, что те системы организма, которые не принимали активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов и систем напряжение должно быть снято.

К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда пpименительно к производственной гимнастике: Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы, для каждой созданы примерные типовые схемы проведения физкультурных пауз.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью. Это в основном работа специалистов на вычислительно технике, на поточно-конвейерных линиях. Для работников этой гpyппы в комплексы физкультурной паузы подбираются упражнения динамические, с большой амплитудой движений, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональна системы

Ко второй группе относятся виды работ, в которых сочетаются элементы умственного и физического труда. Движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ, относящихся к этой группе, может выполняться стоя (на месте или в движении, что должно быть учтено при составлении комплекса).

Для этой группы профессий комплексы физкультпауз составляют из разнообразных динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Очень важно исключить дополнительные нагрузки на те мышцы, которые участвовали в трудовых операциях.

В третью группу включены работы, связанные с большими физическими усилиями. Комплексы физкультпаузы состоят в основном из упражнений на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, способствующим ускорению восстановительных процессов. Упражнения выполняются, как правило, в медленном или среднем темпе. Физкультурную паузу рекомендуется сочетать с пассивным отдыхом и выполнять ее лучше в положении сидя, а некоторые упражнения даже в положении лежа

Четвертая группа профессий - это виды работ, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, но малоподвижные, физические затраты небольшие. Физкультпауза состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку главной «несущей конструкции» - позвоночника, на который воздействует около 70% массы тела. Поэтому при подборе упражнений позвоночник должен быть предметом особых забот - важны наклоны в стороны, прогибание назад, вращение туловища. Необходимо, чтобы нагрузку получали крупные мышечные группы, которые не задействованы в процессе работы. Важны и упражнения, способствующие кровоснабжению головного мозга, ликвидирующие застой крови в области малого таза.

Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнений

для 1, 2 и 4-й групп профессий должна постепенно увеличиваться, достигнув максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться. Для людей 3-й группы (тяжелый физический труд) нагрузка в комплексе упражнений физкультпаузы должна постепенно повышаться.

При всем разнообразии имеющихся частных характеристик различных профессиональных видов труда существует общий двухступенчатый план изменения работоспособности: она возрастает в начале и снижается в конце рабочего дня. Существует три фазы динамики работоспособности: врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности, снижения ее. После обеденного перерыва организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя врабатывание завершается раньше, фаза устойчивой работоспособности наступает также раньше и более выражена, падение работоспособ¬ности более заметно.

Это служит отправным моментом, чтобы определить место физкультурных пауз в режиме рабочего дня. В любом случае она должна несколько предшествовать моменту существенного падения работоспособности.

Физкультминутки позволяют отдохнуть тем мышечным группам, в которых более всего ощущается усталость. При этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, быстрому и полному восстановлению их работоспособности.

Одновременно могут быть применены и некоторые элементы массажа, чтобы усилить восстановительный эффект.

Упражнения для микропауз активного отдыха подбираются по такому же принципу. Обычно время проведения микропауз и физкультминуток определяется самим работающим по субъективным ощущениям. В течение рабочего дня они могут применяться многократно.

15.Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.С точки зрения физиологической науки проведением гигиенической гимнастики наиболее целесообразно в утренние часы. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из обще-развивающих упражнений, которые выполняются без предметов либо с предметами (гантелями, мячами, скакалками, эспандерами, резиновыми бинтами и т. д.). Примерная продолжительность занятий от 8 до 20 мин. Упражнения выполняются в определенной последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. После этого можно перейти к прыжкам и бегу, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов кровообращения и дыхания. После зарядки необходимо принять душ.

При выполнении упражнений утренней гимнастики следует соблюдать определенные правила:

1. Гимнастику необходимо проделывать в одни и те же часы - перерыв в занятиях допускается только в случаях каких-либо острых заболеваний.

2. Зарядку следует проделывать натощак, прополоскав рот.

3. Выполнение упражнений надо сочетать с воздушным закаливанием. Комнату необходимо проветривать, а если позволяет погода, зарядку можно проводить на свежем воздухе (на веранде, во дворе).

4. Правильно и точно выполнять каждое отдельное упражнение, проделывая его с достаточным напряжением мышц и бодром темпе. В то же время необходимо следить за полнотой и свободой движений в суставах.

5. Во время выполнения упражнений надо следить за правильностью дыхания, стараться не задерживать его, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями. Если во время занятий или после появляются головные боли либо другие неприятные ощущения, рекомендуется посоветоваться с врачом.

6. Желательно выполнять упражнения под музыку.

7. Сложность упражнений, общая физическая нагрузка должны повышаться постепенно, в соответствии с возможностями занимающихся.

Примерный вариант

утренней гимнастики для школьников

основной медицинской группы

1. Исходное положение (и. п.) - основная стойка (о. с.). Поднять руки через стороны вверх и сделать вдох. Опустить руки с полнаклоном вперед, сделать выдох. Повторить упражнение 6-8 раз.

2. Ходьба на месте в темпе 70-80 шагов в течение 1 мин

3. И. п. - руки перед грудью. Выполнить рыв-ковые движения локтями назад, соединяя лопатки. Повторить упражнение 8-12 раз.

4. И. п. - руки на поясе. Выполнить круговые движения туловищем (с большой амплитудой) то в одну, то в другую сторону. Повторить 6-8 раз.

5. И. п. - лежа на спине, носки ног подложить под опору. Подняться в положение сидя, затем вернуться в и. п. Повторить 8-14 раз.

6. И. п. - руки на поясе. Выполнить 10-20 приседаний.

7. И. п. - руки вперед, в стороны. Сделать мах левой ногой к правой руке. Приставить ногу. То же упражнение выполнить другой ногой. Повторить 6-10 раз.

8. И. п. - упор лежа. Выполнить сгибание и разгибание рук 5-15 раз.

9. И. п. - о. с. Поднять руки вверх, сделать вдох. Расслабленно опустить руки, наклоняясь вперед и полупреседая, сделать выдох. Повторить 6-8 раз.

10. Выполнить приседания с последующим подпрыгиванием при вставании. Повторить 3-5 раз.

11. Медленный бег в течение 1-3 мин.

12. Ходьба в течение 1-2 мин с углубленным дыханием, руки при этом следует периодически поднимать медленно вверх и через стороны расслаблено опускать с полунаклоном.

16.Врачебный контроль .Объект-здоровье человека и функциональное состояние различных сиситем организма.Организуют-студенч поликлиники,мед. вузы,диспансеры.Методы мед обследования-1.Клинические-оценка здоровья:физические(расспрос,осмотр,выстукивание,выслушивание) и инструментальные(определяюся спец.приборами рентген,ЭКГ,лабораторн.диагностика).2.Биометрические-оценка телосложения и физич.развития: антропометрические(рост,вес,окружность сисек(груди),шеи) и специальные (при помощи спец.приборов измеряют искревления позвоночника,форм ног,стоп).3.Функциональные-для определения приспособления организма к физическим нагрузкам.Виды врачебного контроля:первчные,вторичные,углубленный.Основная группа-лица без отклонений в состоянии здоровья или не имеющие незначительные отклонения при достаточной физич.подготовке.Подготовительная-лица без отклонений в сост здоровья,но без достаточной физ.подготовке.Специальная-лица,имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера,требущие ограниченнных физ.нагрузок,допущенных к работе.Виды спец групп:А группа-бронхолегочные заболев,переломы,пиелонефритв,ССЗ.Б группа-ожирение,гастрозаболевания.В группа-с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата,ренит,сколиоз,миония.

17.Педагогический контроль :-составить план занятий,-оценить эффект применяемых средств и методов,-установить контрольные нормативы,-выявить динамику роста или снижения спортивных результатов,-провести анализ предварительного,текущего и итогового контроля.Методы: анкетирование и тестирование.виды педагогического контроля:1.Углубленный-контроль исходных данных(при поступлении в вуз).2.Текущий-в процессе каждого занятия.3.Поэтапный(семестр).4.Итоговый9в конце прохождения курса-4 семестр).5.Оперативный-экспресс-оценка состояния,в котором аходится занимающийся в данный моментю.Углубленный контроль:-определение физ.качеств(ловкость,сила,выносливость,быстрота,гибкость),-общая выносливость,физ.подготовка по тесту PWC 170,-физ.подготовленность.Тест PWN 170:1.нагрузка-60 восхождений на скамью 30 см(20 восхождений в мин).Пульс за 10 секунд-F1=17. 2.Минуту отдых. 3.Нагрузка-90 восхождений на 30 см(30 восхождений минуту)Пульс за 10 сек-F2=19. PWC170=r(по таблице)*массу тела=четырехзначное значение. МПК=PWC170*1,7+1240-максимальное потребление кислорода.ДМПК=МПК/массу тела.Тесты для определения физ.подготовленности:-тест на скорость-силовая подготовленность-бег 100м,-тест на силовую подготовленность-подтягивание на перекладине,поднимание и опускание туловища из положения лежа,ноги закреплены,-тест на общую выносливость-бег 2000-3000м.Текущий педагог.контроль:-контроль за посещаемостью,-контр за физ.нагрузкой,-учет спортивных результатов,контр за поедением на занятиях.

18.Самоконтроль -регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья,физ.развития,физ.подготовки и их изменения под влиянием регулярных занятий УФ.Дневник самоконтроля:самочувствие,настроение,болевые ощущения,сон,аппетит,состояние ЖКТ,работоспособность,желание заниматься,нарушение режима,пульс, АД,вес,лыхание,ЖЕЛ,динамометрия,потоотделение.Отрицательные явления в спорте:переутомление,перетренеровка,перенапряжение,"мертвая точка","печеночный синдром",гравитационный шок,гипергликемический шок.

19.Правильная дозировка физических упражнений имеет особо важное значение, так как от ее величины зависит ответная реакция организма и степень лечебного воздействия. В случае заболеваний органов дыхания, сопровождающихся часто гипоксемией - кислородным голоданием, недостаточностью кровообращения, физическая нагрузка должна подбираться особенно тщательно. У легочных больных при интенсивной мышечной работе и при значительном учащении дыхания возникает быстрое утомление и снижение работоспособности, а также может возникать состояние гипокапнии (понижение содержания углекислоты в крови), которое приводит к ослаблению сердечных сокращений, угнетению сосудодвига-тельного центра, понижению артериального давления и уменьшению скорости кровотока, провоцируя тем самым кислородное голодание нервных центров и снижение вентиляции легких. Поэтому, чем слабее организм больного, тем меньше его функциональные возможности, тем меньше должна быть физическая нагрузка. - доза физической нагрузки должна повышаться постепенно и соответствовать возможностям занимающегося.Исходя из этого, в начале курса лечебной гимнастики (подготовительный период) следует применять наиболее простые упражнения с целью выявления возможностей и реакции организма на получаемую нагрузку. По мере втягивания организма в процесс реабилитации и при соответствующей адаптации можно вводить более сложные упражнения, а дозу физической нагрузки постепенно увеличивать, переходя к тренировочному или основному периоду курса. Что же касается самой нагрузки, то ее доза при проведении лечебной гимнастики может быть небольшой, средней и максимальной.Вывод:- систематичность занятий является обязательным условием, обеспечивающим перенесение постепенно возрастающей нагрузки; - рациональное чередование упражнений с паузами, а также чередование работы различных мышечных групп. И все-таки из всех элементов, влияющих на величину нагрузки в лечебной гимнастике, важнейшими остаются количество повторений и темп выполнения движений, которые и следует прежде всего учитывать при дозировке гимнастических упражнений. Небольшая нагрузка получается при повторении в медленном или среднем темпе одного и того же упражнения 2-4 раза, средняя нагрузка -при повторении упражнения, проделываемого в среднем темпе 5-8 раз (для мелких мышечных групп - до 10-15 раз). Во избежание развития гипокапнии количество повторений дыхательных упражнений не должно превышать 5-7 раз и только в медленном темпе.(вопрос из интернета)

20.Физические упражнения основаны на чередовании нагрузки о отдыха. Нагрузка-сила воздействия на организм. Она измеряется: объемом(это количество повторений: кг, длина, время, продолжительность) и интенсивностью9частота или количество упражнений в единицу времени,интервалы отдыха между повторениями),которые в обратно пропорциональной зависимости друг от друга. Отдых-интервал, пауза, фаза расслабления; время необходимое на восстановление работоспособности. По характеру: активный, пассивный(отсутствует целенаправленная двигательная деятельность. Пассивный делится на 1)естественный - отсутств какие-либо воздействия извне,и 2)искуственный-физиотерапевтический(баня,массаж),психофизич(гипноз,электросон,аутогенная тренировка),фармацевтический(использов биостимуляторов).Комбинированный отдых=активн+пассивный. Параметры отдыха:1.Одинарный отдых - следующая нагрузка после полного восстановления.2.Жесткий-след нагрузка на фоне частичного невосстановления или напряжения.3.Экстремальный-след нагрузка на фоне недовосстановления, на основе утомления.

21.самостоятельные занятия физической культуры целеустремленные, волевые, регулярно физически совершенствующиеся на всей жизни.

1.ежедневная утренняя зарядка

2.ежедневная физ.пауза(минутка)

3.самостоятельные занятия физ.культуры и спортом (не реже2-3 раза в неделю)

22.ОФП – достижения высокой работоспособности, сложение отдельных органов и систем. Средства ОФП являются физически управляемы. СФП - направлена на развитие физической культуры.

23.Под влиянием занятий физической культуры,происходит морфологическая,физиологическая перестройка организма:

1.изменение ЦНС.

2.изменение опорно-двигательной системы.

3.изменение функции органов дыхания,ССС,состояния крови.

Физическая подготовка:общая и специальная.

24.Лыжный ход

Способы ходов:

Попеременный двухшажный ход

Попеременный четырехшажный ход

Попеременный четырехшажный ход с тремя толчками руками

Одновременный бесшажный ход

Одновременный одношажный ход (основной вариант)

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант)

Одновременный двухшажный ход

Надо расставить лыжи (приблизительно на ширину плеч), немного согнуть ноги в коленях (съезжать на прямых напряженных ногах нельзя) и наклонить корпус вперед (при спуске в основной стойке для страховки от боковой потери равновесия руки с палками следует немного развести в стороны - примеч. автора веб-сайта). В зависимости от желания съехать быстрее или медленнее нужно принять соответствующую стойку, наклонив туловище больше или меньше. В первом случае сопротивление воздуха будет меньше, и скорость возрастет, во втором - наоборот. Для большей устойчивости одна лыжа немного (на 10-15 см) выдвигается вперед.

При спуске в низкой стойке ноги лыжника немного согнуты в коленях, как и в основной стойке. Палки подобраны под мышки. Верхняя часть тела наклонена вперед в горизонтальное положение. Локти опираются о колени, плечевые кости и голени составляют почти прямую линию, что позволяет экономить силы на спуске. При боковой потере равновесия руки с палками на несколько мгновений (до восстановления равновесия) следует разводить в стороны

ТОРМОЖЕНИЕ:

Нередко при спуске возникает необходимость уменьшить скорость или остановиться. Для торможения обычно применяют способ, называемый «плугом». В этом случае носки лыж соединяются, задние концы соответственно раздвигаются, а лыжи ставятся на внутренние ребра. Сила торможения будет тем сильнее, чем больше будут раздвинуты задники лыж и чем круче лыжи станут на ребра.

Если спуск идет глубокой лыжней или по глубокому снегу, «плуг» применить почти невозможно. Тогда необходимо поставить лыжи как можно круче на внутренние ребра или тормозить палками, как бы сидя на них верхом. Однако тормозить таким образом следует лишь в крайнем случае, так как палки и особенно кольца быстро портятся.

1.скользящим шагом.

2.полуёлочкой

3.ёлочкой

4.лесенкой.

26. Повороты на лыжах совершаются на месте и в движении. Они применяются для изменения направления, замедления скорости или для остановки.

Для поворота на месте используются следующие способы - переступанием (вокруг задников и носков), махом (через ногу), прыжком. При повороте переступанием вокруг задников лыж, если поворачиваются налево, то поднимают носок левой лыжи, прижимают задний конец её к снегу и отставляют (отводят) лыжу немного влево, перенося на неё тяжесть тела. После этого поднимают правую лыжу и приставляют ее к левой (ширина шага может быть различной). Так постепенно делается поворот на любое расстояние и кругом. При повороте на снегу остается след в виде веера.

Поворот па месте переступанием вокруг носков лыж совершается следующим образом: приподнимаются и отводятся в сторону пятки лыж, носки прижимаются к снегу. Если поворот выполняется с палками, их переставляют вместе с соответствующей лыжей. Поворот махом позволяет сделать поворот на 180°. Для поворота махом надо поднять согнутую в колене левую ногу с лыжей вперед-вверх, одновременно переставить левую палку назад за пятку правой лыжи, повернув ногу с лыжей носком налево-назад и опустить лыжу на снег. Перенося вес тела на левую ногу, обнести правую ногу с лыжей вокруг левой ноги и поставить на снег рядом с левой ногой. Поворот может выполняться и через правое плечо.

Поворот прыжком совершается в любом направлении. Следует, подпрыгивая, рывком повернуться в желаемом направлении и опуститься «а снег. Этот способ выполняется как с опорой, так и без опоры на палки. Повороты в движении выполняются переступанием, «плугом», «полуплугом». Поворот переступанием выполняется на небольшой скорости, на неглубоком снегу и на пологих склонах. Поворот производится из основной стойки перестановкой лыж в нужную сторону. При повороте налево нужно оттолкнуться правой ногой, одновременно левую лыжу слегка приподнять и переставить носком влево и, скользя на ней, перенести на нее вес тела. После этого приставить правую лыжу к левой.

Дальнейший поворот производить в той же последовательности. При повороте направо выполняются такие же движения, но в другую сторону. Этому способу поворота сначала обучают на ровной поверхности, а затем при спусках с небольших гор.

Поворот «плугом » выполняется на средних и крутых склонах для замедления скорости. Для поворота направо левую лыжу нужно поставить на ребро и перенести на нее вес тела. Затем, усиливая давление на пятку лыжи, повернуть и наклонить туловище в сторону поворота. Следует сохранить это положение до тех пор, пока не будет достигнуто нужное направление. После этого следует перенести вес тела на правую лыжу и начать поворот налево. Руки нужно вынести вперед, палки держать кольцами назад.

Поворот «полуплугом » (упором) выполняется на склонах средней крутизны при небольшой скорости. Для поворота налево надо правую лыжу выдвинуть носком вперед в положение «полу-плуга», поставить на внутреннее ребро под углом и плавно перенести на нее вес тела, оставляя левую лыжу скользить по направлению спуска. Таким же образом делается поворот направо.

27. Правила подбора лыжного инвентаря для классического лыжного хода и конькового хода.

Классика

Длина лыжи = длина тела+рука.

Палки по длине оканчиваются на подмышечной впадине

По весу (определяется маркировкой)

Форма – лук.

Коньковый ход.

На 20-30 см больше, чем рост спортсмена.

Палки по длине на уровне плеча.

Парафин придаёт лыжам гладкость.

« Воспитание гибкости»

Выполнила:

Студентка гр. ВФ2-2а, Ботвина А.А.

Проверил:

Доцент, Филатова Е.В.

Москва - 2013

Введение

    Основное понятие, виды, задачи развития.

    Средства и воспитания гибкости

    Методика воспитания гибкости

Заключение

Список литературы

Введение

Вся двигательная деятельность человека определяется строением и свойствами его тела. Многообразие свойств человеческого тела дает чрезвычайное богатство и разнообразие движений, которые проявляются в перемещениях тела человека в пространстве и во времени.

Способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой обычно определяют термином «гибкость». Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечнососудистой системе. Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата позволяет сравнительно легко выполнять различные движения, что является свидетельством определенного уровня физической подготовленности. В зависимости от степени развития гибкости человек может принять нужное положение тела в пространстве, удерживать это положение определенное количество времени, выполнять движения с необходимой амплитудой. Снижение же способности свободно и естественно принимать любую необходимую позу, растяжимости мышечных и соединительных тканей – один из признаков наметившейся тенденции к ухудшению интегрального физического состояния организма человека.

Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике.

Цель данной работы: выявить значение и сущность гибкости, а также охарактеризовать основные способы воспитания подвижности в суставах.

1.Основное понятие, виды, задачи развития.

1. Гибкость - это способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную. Она зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, разминки, массажа, ритма движения предварительного напряжения мышц, возраста, уровня силы, спортивной специализации и пр. Для совершенствования гибкости применяются упражнения на растягивания мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с внешней помощью, с отягощениями и без них). Основное время при совершенствовании гибкости следует выделять на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка). Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

    При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мыши.

    Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

    Динамическая гибкость проявляется в движениях,

    Статическая гибкость проявляется в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость:

    Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.);

    Специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

В зависимости от режима работы мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней помощи выделяют восемь основных разновидностей гибкости:

    активную статическую (АСГ),

    активную динамическую (АДГ),

    пассивную статическую (ПСГ),

    пассивную динамическую (ПДГ),

    дозированную пассивно-статическую (ДПСГ),

    максимальную пассивно-статическую (МПСГ),

    дозированную пассивно-динамичесую (ДПДГ) ,

    максимальную пассивно-динамическую (МПДГ).

Все разновидности пассивной гибкости измеряются при внешней помощи (например, при помощи груза); что касается максимальных показателей пассивной гибкости, то они достигаются не при дозированной, а при максимальной внешней помощи (например, при помощи партнера или тренера).

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, - анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия:

    время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);

    температура воздуха (при 20..30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С);

    проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки);

    разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т. п.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью во всех суставах; специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, - анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе.

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщцантагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т. е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: 1) время суток; 2) температура воздуха; 3) проведена ли разминка; 4) разогрето ли тело.

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается.

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной - 10-14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6- 7 лет. У детей и подростков 9-14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Задачи развития гибкости. В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности - координационные, скоростные, силовые, выносливость.

В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т. е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

Средства и методы воспитания гибкости

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими - задача упражнений на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой можно выполнять без предметов и с предметами.

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы; движения, выполняемые на снарядах.

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени. После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы.

Методика развития гибкости

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3-4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8-10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 5.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно возрастает эффект тренировки.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях - 4-6 с.

Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2-3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10-12%.

При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

Термин стретчинг происходит от английского слова stretching - натянуть, растягивать.

В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.

Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы продолжительностью 1-5 с, затем расслабление мышцы 3-5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении.

Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом.

Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

1 Продолжительность одного повторения от 15 до 60 с.

2 Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30 с.

3 Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.

4 Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.

5 Характер отдыха - полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.

Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются: 1) механический; 2) механоэлектрический; 3) оптический; 4) рентгенографический.

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониометрический, оптический и рентгенографический способы. Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.

В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра - угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава.

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения.

1 Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2 Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус», а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком «плюс».

«Мостик». Результат измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3 Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза: чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4 Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5 Подвижность в голеностопных суставах. Измерить различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия, так или иначе, влияют на подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.