Все о тюнинге авто

Как правильно держать пост в месяц Рамадан: общая информация, советы и рекомендации мужчинам, женщинам, главные молитвы и традиции Рамадана. Учимся правильно поститься Пост у мусульман что можно

В этот благословенный месяц каждый имеет наилучшую возможность исправить свою жизнь, начать её заново, очистив своё сердце и разум от скверных мыслей и поступков. Этот месяц - великая милость, и только глупец пройдёт мимо, хотя бы не попытавшись избавить себя от груза грехов .

Всем известно, что Рамадан также именуют как месяц поста, об этом каждый год говорится весьма много, написано множество книг и рекомендаций для тех, кто всё же решился очиститься, но имеет мало знаний. В этот месяц огромное количество людей устремляется к поклонению , возвращается на путь истины. Кто-то впервые решается держать пост и впервые встаёт на намаз .

Прекрасно, когда рядом есть люди , которые смогут поддержать, научить, разъяснить и пояснить, но ещё прекраснее знать, что за такого рода помощь людей с обеих сторон ждёт великая награда от нашего Создателя.

Как правильно соблюдать гигиену в месяц Рамадан

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Пользуясь случаем, хотелось бы по воле Всевышнего хотя бы чуть-чуть попытаться помочь кому-либо в этот благословенный период жизни исламской общины. Для того, чтобы во время поста нам было легче получать полезное знание, легче было совершать благие поступки, наше тело должно быть здоровым, крепким, устойчивым к трудностям, а мы, в свою очередь, должны всячески стремиться помочь собственному организму справляться с этими трудностями.

5 шагов к Рамадану

Дуа перед началом Рамадана

Дуа в ночь Ляйлят-уль-Кадр

5 наград за пост

Топ 5 – фрукты против жажды в Рамадан

Можно ли совершить таравихи, если есть пропущенные намазы-фарз?

Закят уль фитр – закят в Рамадан

Мировые новости

18.06.2015

Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит» («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды). Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи). Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены. Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается. Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.). Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был - дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри). Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи). Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту). При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае - проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку - мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша» (соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления).

4. Покусывать губу жены (при этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост).

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, говорит, что Посланник Аллаха e совершал подобные действия во время поста (хадис приводят имам Бухари и имам Муслим).

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося - это использование сивака» (хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни), а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня (хадис приводит имам Ахмад). Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахаб) действия во время поста

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» (хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим).

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста (пост предполагает определённую тяжесть для человека).

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» (приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки).

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

Ситуации, в которых дозволено прервать пост

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься: болезнь; путешествие; принуждение; беременность; кормление грудью; голод; жажда; старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь в противном случае затянется.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя (то же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100 % уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд). Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост (то же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время).

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для путника, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост» (приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт . Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась /затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача . Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.
Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься - это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, - человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан (например, он болен или находится в пути), и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос - обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост (то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост), и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился - фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф (да будет милостив к ним Всевышний Аллах). Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день - день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста - дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Выплата фидьи

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка (при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился), либо отдавать бедняку каждый день половину са (примерно 4 кг) пшеницы. Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось, и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно (например, каждый день), а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, - отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае если у человека нет возможности накормить бедняков (или вид каффары, который он должен совершить, в принципе не предполагает такой альтернативы, как кормление бедняков), он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

Священный месяц Рамадан большинством мусульман воспринимается как благодатное время – возможность начать всё «с чистого листа», покаяться в своих грехах, воспитать в себе прекрасные привычки поклонения – чаще поминать имя Аллаха, вовремя вставать на намазы, читать Священный Коран.

Кроме того, месяц поста – Ураза, так же является превосходной возможностью изменить и своё физическое состояние, а именно – похудеть, сбросить лишний вес, очистить организм от шлаков и токсинов. И нет ничего дурного в том, чтобы уделять часть времени во время уразы совершенствованию своего тела. В Священном Коране сказано: «И если поститесь вы, то в этом - доброе для вас, если, поистине, знающие вы!» (2:184)

Кто же эти «знающие»? В данном случае имеются в виду те, кто осознаёт пользу поста в полной мере. В этой статье мы разберём подробнее, какую пользу несёт пост Ураза, как правильно его держать и как отпускать, чтобы не только получить духовную награду от Всевышнего, но также провести время с пользой для своего тела, а именно – похудеть и преобразиться.

Как правильно держать Уразу

Время наступления поста – рассвет, однако время для каждой точки мира определяется индивидуально. Как правило, это раннее утро, либо поздняя ночь. Как передано в сборниках хадисов аль-Бухари (1923) и Муслим (1095), Пророк Мухаммад, да будет доволен Им Аллах, сказал: Ешьте перед рассветом, ибо в сухуре благодать». Сухур – это последний приём пищи перед началом дня поста. Сам же пост продолжается до начала заката солнца и отпускается приёмом пищи, который называется ифтар.

В результате, в зависимости о того, в какой точки земного шара находится мусульманин, его пост может продолжаться, в среднем, от 3-4 часов и до 10-12 часов в сутки. А возможно и больше, Аллах знает лучше. Таким образом, в оставшееся время мусульманин может принимать пищу.

С этого момента начинается всё самое интересное. Как правило, постящийся стремится употребить как можно больше еды, как говорится, впрок. И далеко не всегда эта пища бывает здоровой. Скорее наоборот – это довольно жирные блюда – хинкал, чуду, манты и так далее. Однако если мы говорим о том, чтобы провести месяц поста Ураза с максимальной пользой для тела и духа, необходимо пересмотреть свои пищевые привычки.

Что кушать во время Уразы

Для того, что очистить организм от шлаков и похудеть во время уразы, необходимо оставит в своём рационе только полезные продукты, в их числе:

  • Рыба и морепродукты (камбала, сёмга, тунец, форель, сельдь, окунь, минтай, хек, кальмары, мидии)
  • Мясо красное и белое (говядина, курица, крольчатина, индюшка)
  • Крупы (гречка, рис, пшёнка, ячневая крупа, цельная пшеница и т.д)
  • Молочная и кисломолочная продукция (молоко, кефир, йогурт, малосольные сыры, сыворотка)
  • Орехи (грецкие, кедровые, фундук, миндаль)
  • Глютен
  • Бобовые (горох, фасоль, бобы, чечевица)
  • Зелень
  • Овощи (огурцы, помидоры, редиска, капуста, твёрдый картофель)

Обязательным продуктом во время поста должны быть финики. Один из сподвижников Пророка Мухаммада, да будет доволен Им Аллах, – Анас рассказывал, что «Посланник Аллаха завершал свой пост спелыми финиками, прежде чем начать молитву. Если их не было, он ел сушеные финики. Если же и сушеных фиников не было, он пил воду». (Хадис приводят Абу Дауд, аль-Хаким и Тирмизи). Конечно же, если нет возможности приобрести финики, беды или греха в этом нет, однако ни в коем случае не стоит забывать об их пользе.

Как видно, список полезных продуктов довольно обширный и вполне можно подобрать здоровые и полезные ингредиенты для приготовления вкусных и сытных блюд. Уверяю Вас, совсем не обязательно наедаться булками, пирогами и жирным мясом, чтобы удовлетворить голод. А для того, чтобы почувствовать сытость и сохранить это ощущение на период поста, важно правильно организовать режим питания. И об этом следующий пункт.

Режим питания во время поста Уразы

Как уже было сказано выше, первый приём пищи после дня поста Ураза – ифтар. Отпускать Уразу следует фиником, если нет финика, то водой. Также нам известно, что Посланника Аллаха, да будет доволен им Аллах, говорил: «Если еда уже подана, ешьте до вечерней молитвы, и не поедайте пищу поспешно». (Хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

В первый приём пищи, как, в принципе, и в последующие, не следует переедать. Средняя порция для женщины – 200-300 грамм, для мужчины, особенно ведущего активный образ жизни, порции можно увеличить до 400-500 грамм.

Итак, с первым приёмом пищи понятно. Следующий должен проходить через 2-3 часа, размер порции примерно в два раза меньше, чем во время ифтара. Женщинам же, которые ведут не слишком активный образ жизни, желательно перекусить фруктами или кисломолочной продукцией.

Важно отметить, что для второго приёма пищи следует отвести время минимум за час до сна. В зависимости от того, ложится ли спать постящийся, либо же бодрствует в ожидании сухура, можно организовать ещё один не слишком тяжёлый перекус.

В последний приём пищи – сухур, необходимо употреблять блюда, максимально сбалансированные по составу, чтобы энергии и питательных элементов хватило на максимально длительное время.

Ещё одним важным пунктом является употребление жидкости. Всем известно, что в день человек должен выпивать около 2 литров чистой воды, это не включая чаи и соки. Не стоит забывать об этом правиле и во время поста. Воду можно пить между приёмами пищи – по одному или даже несколько стаканов.

Конечно же, человек всё равно будет испытывать голод во время поста – в этом его суть и, как ни странно, польза. Уже через пару часов голода, в организме постящегося запускаются процессы самоочищения. Известны случаи, что с помощью Уразы люди избавлялись от многих неприятных заболеваний, таких как атеросклероз, ревматизм, астма, аутоиммунные заболевания и воспалительные процессы.

Таким образом, мы видим, что в период между ифтаром и сухуром можно вместить два полноценных приёма пищи и один или два перекуса, что вполне достаточно для насыщения тела полезными микроэлементами и витаминами. При правильной организации поста, Ураза не будет стрессом для организма, а принесёт лишь пользу.

Что можно и что нельзя в Рамадан? Какие действуют запреты, условия и правила Рамадана?

Рамадан является одним из главных и священных месяцев у мусульман. Это время осмысления и духовного очищения, но для этого на время истинный мусульманин должен отказаться от многого: вода, приём пищи, половые отношения. Постом верующие проверяют силу своего духа. Соблюдать пост обязаны практически все. Но чтобы чтить традиции и правильно выполнять все условия, необходимо разобраться во всех тонкостях и нюансах предписаний.

Вообще, чтобы не нарушать пост, достаточно следовать двум предписаниям и трём условиям. Однако, разновидностей их выполнения существует огромное множество. Мы собрали полную информацию о правилах Рамадана, действующих условиях и запретах с пояснениями что можно и что нельзя делать, чтобы Вам было легче подготовиться к этому периоду.

Предписания поста

Всего есть два предписания поста:

  • Намерение в сердце соблюдать пост. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подойди к намерению соблюдать пост месяца Рамадана для довольства Всевышнего Господа. И делать это необходимо от восхода солнца и до заката.
  • Запрет на приём пищи. После утренней молитвы и до самого заката солнца мусульманину нужно полностью отказаться от приёма пищи и воды. Также запрещено дышать табачным дымом и вступать в любые половые отношения.

Условия поста

По правилам Рамадана начинать поститься можно только при соответствии следующим условиям:

  • верующий должен быть совершеннолетним по комплексу предписаний Шариат;
  • верующий должен иметь здравый незатуманенный рассудок, адекватно воспринимать мир и не быть душевнобольным;
  • верующий должен быть здоровым, чтобы иметь возможность правильно поститься.

Кому пост не подходит?

  • Верующие, которые находятся в продолжительной поездке или путешествии на расстоянии более чем 90 километров от дома и находятся в новом месте не более 15 дней. При желании странник может поститься, но по религии Ислама он освобождён от такой обязанности.
  • Верующие, у которых проблемы со здоровьем. Если пост может нанести вред и поспособствовать ухудшению состояния, то Всевышний не одобряет такой пост.
  • Верующие женского пола, у которых идут критические дни или период послеродового очищения.
  • Верующие женского пола, которые беременны или кормят дитя. Если возникают опасения за самочувствие и состояние ребёнка, Аллах освобождает от обязательного соблюдения поста.
  • Верующие преклонного возраста, которым тяжело самим соблюдать пост и которые страдают неизлечимыми недугами и хроническими заболеваниями. Престарелые верующие обязаны делать милостыню, чтобы искупить это.

По состоянию на 2017 год совет ДУМ установил единую сумму фитр-садаки: 100 руб. для нуждающихся верующих, 300 руб. – для людей со среднестатистическим достатком, 500 руб. – для обеспеченных мусульман. В Коране говорится, что Аллах считает размер пожертвования приемлемым и не берёт с верующего больше его возможностей. Этой суммы хватает, чтобы прокормить одного бедного человека дважды за день.

Все освобождённые от поста по пяти вышеперечисленным пунктам должны восполнить пропущенный пост, как только будут соответствовать критериям возможного участия в посту.

Что нельзя делать в Рамадан?

Чтобы не нарушать пост, следует избегать запрещенных предписаний. Эти прегрешения требуют каффара в виде милостыни, поста или какого-либо другого поклонения, которое определённо Шариатом:

  • Преднамеренный прием пищи, питьё воды, приём лекарственных препаратов, курение.
  • Преднамеренная интимная связь с женой/мужем.

Обстоятельства, которых также следует избегать, чтобы не нарушать пост, но в случае совершения они требуют возмещения:

  • Применение клизмы.
  • Применение лекарственного препарата через уши и нос.
  • Специально вызванная тошнота и рвота.
  • Случайное попадание жидкости во время омовения через носоглотку.

Что можно и что не нарушает пост во время Рамадана?

  • Если совершить случайный прием пищи: если мусульманин забылся и что-то съел или выпил, но потом опомнился и прекратил, то он продолжает пост. Считается, что это Аллах угостил его.
  • Если принять душ, совершить полное омовение или недолго находиться в бане.
  • Если пробовать пищу, но не глотать её.
  • Если полоскать ротовую полость и промывать нос.
  • Если закапать зрачки лекарственными препаратами, а также накрасить глаза сурьмой.
  • Если проглотить остатки пищи, которые застряли между зубов, при условии, что размеры остатков не больше горошины.
  • Если почистить зубы мисваком или щёткой.
  • Если вдохнуть какие-либо благовония.
  • Если сдать кровь.
  • Если произошёл неконтролируемый выброс спермы.
  • Если выделилась рвотная масса в небольшом количестве: неконтролируемая рвота, которую возможно самостоятельно сглотнуть обратно.

Во время Рамадана мусульманин может совершать приём пищи лишь дважды в день: до рассвета и после заката.

Сухур

Это время перед восходом солнца, которое отводится в Рамадан для приема пищи. Поесть необходимо до начала наступления рассвета. Не следует есть еду, которая осталась с вечернего приёма пищи.

Ифтар

Сразу с заходом солнца наступает время ифтара. Необходимо поблагодарить Аллаха за его щедрость, прочесть молитву, чтобы обратиться к Всевышнему с просьбой о принятии поста, всех ошибок и грехов, которые были совершены случайно или преднамеренно.

Затем, немедля, следует поесть и не объедаться.

Как совершается молитва «Таравих»?

Молитва «Тарафих» должна исполняться каждый день во время Рамадана и воздерживаться от неё не рекомендуется для мусульманина. Также желательно исполнять молитву в мечети в окружении других единомышленников. Однако, если нет возможности, возможно индивидуальное совершение.

Читать эту молитву необходимо только после ночной молитвы «Иша» и продолжать возможно до того, как начнётся рассвет. Время исполнения намаза «Витр», который обычно выполняется после ночного намаза, в период Рамадана сдвигается и возможен после молитвы «Тарафих».

Эта молитва не нуждается в искуплении и восполнении в случае её несовершения.

Пост по часам Мекки

В определенных часовых поясах период между восходом и закатом бывает очень долгим, до девятнадцати часов и даже больше. В сильную жару месяца Рамадан это усложняет соблюдение всех обязательств и предписаний, в особенности это касается приёма еды и жидкости. Чтобы не нарушать пост, для таких случаев существует послабление. Ведь цель поста в Исламе не обременять, не мучить, не доставлять трудности и не губить здоровье верующих.

Поэтому верующие, которые живут в месте с очень длинным световым днём, могут совершать пост по часам Мекки. Недомогание из-за длительного дня будет явным уже через пару дней Рамадана. Тогда следует перестроиться и начинать сухур, допустим, по часовому поясу Москвы, а совершать ифтар по часовому поясу Мекки.

Что такое садака в Рамадан


Садака – это помощь людям в исламской культуре. Чтобы не нарушать пост, необходимо выполнить обязательный заклят закятуль-фитр или, как его ещё называют, салакатуль-фитр. Это своеобразный налог, который оплачивает каждый член семьи перед праздничной молитвой дня Разговения. Этот налог собирается для помощи бедным и нуждающимся верующим.

Кто же должен выплачивать закятуль-фитр? Тот, у кого есть крыша над головой, пища и всё необходимое для содержания себя и своих близких, у кого нет долгов и есть возможность оплатить налог. Для этого достаточно передать его в ближайшую мечеть, где в итоге распределят полученные средства.

Как работать в Рамадан?

Каждый мусульманин во время поста старается максимально посвятить себя Всевышнему Аллаху. Однако, зачастую многие не решаются начать пост из-за занятости на работе, учебе. Ведь в этот период пост требует не только много времени, но и отдельного помещения, особого графика, который иногда бывает невозможно подстроить под работу.

Если до поста ещё есть время, возможно, у Вас получится взять отпуск на эти дни. Это позволит полностью сосредоточиться, осмыслить свой образ жизни и разобраться в главных ценностях жизни.

Если у Вас нет возможности взять отпуск на период поста, то, значит, Вы должны распределить время так, чтобы оно работало на Вас. Так как же справляться с неудобствами и умело сочетать работу и религию?

Придерживайтесь следующих советов, и Вам будет намного проще:

  • Грамотно распределяйте время и распишите распорядок дня. Выделите время на молитвенные ритуалы, чтение Корана, намаз, а также акты поклонения. Если Вы не будете правильно организовывать свой график, то можете забыть о каких-либо обязательных условиях поста.
  • Не пропускайте сухур. Не ленитесь и вставайте до рассвета солнца, ведь это первый приём еды за день, который должен насытить Вас и дать силы на целый день. Особенно это важно в летний зной.
  • Не спешите утром. Перед сухуром необходимо выполнить тахаджул минимум в два ракаата. Также не стоит забывать совершать дуа.
  • Цените каждую свободную минуту. Как только у Вас появляется возможность уделить время, чтобы посвятить себя Всевышнему Аллаху. Не думайте, что у остальных график работы менее загружен, чем Ваш. Каждый может найти время, чтобы по пути на учёбу или работу сделать зикр и послушать Коран. Это поможет не отвлекаться от поста и не отвлекаться на недозволенное.
  • Не пропускайте обеденные перерывы. Обеденный перерыв – время отдыха, «перезагрузки» организма. Если недалеко от работы есть мечеть, то в обеденный перерыв лучше посетить её и посвятить время намазу. Это даст Вам сил и энергии, чтобы продолжить работать продуктивно.
  • После работы не затягивайте с ифтаром. Вы можете немного передохнуть и со всеми членами семьи подготовиться к ифтару. Важно сделать это вместе, ведь совместная помощь в домашних делах сближает и придаёт сил. Сам посланник Аллаха всегда помогал членам своей семьи по дому. Перед ифтаром вся семья должна поклониться Аллаху, помолиться и попросить о прощении грехов.
  • Продумывайте меню заранее. Возможно, проще будет приготовить один раз на всю неделю и расфасовать еду по контейнерам. Питание должно быть сбалансированным, особенно это касается сухура. Ведь энергии от еды должно хватить на целый день. Но при этом помните, что не нужно перегружать питание быстрыми углеводами. Они отнимают силы у организма на переработку, что, конечно же, отразиться на Вашей сосредоточенности, бодрости и работоспособности.
  • Не поддавайтесь соблазнам. Особенно это касается перерывов, когда все коллеги идут на обед. Помните, ради чего и для кого Вы это делаете. Ведь пост – это Ваш выбор, который касается только Вас и Всевышнего Аллаха.
  • Мыслите позитивно. Все мысли материальны, и если Вы будете просыпаться с мыслями о том, как тяжко и сложно Вам сегодня придётся, то, скорее всего, так оно и будет. Думайте о том, как просто и легко Вам будет во время поста, как Вы будете развиваться и насыщаться духовно. Если Вы будете хорошо думать об Аллахе и не нагнетать, это уже считается одним из лучших видов поклонения.

Зная правила Рамадана, зная что можно и что нельзя делать, надо ввести вышеперечисленные советы в привычку. Тогда пост будет проходить намного проще и продуктивнее.

Как известно, уже через несколько дней начнётся Рамадан - это свящённый для всех мусульман со всего мира месяц. Он считается самым лучшим, светлым и долгожданным месяцем в году, о чём говорил ещё пророк Мухаммед. Весь этот месяц правоверные мусульмане со всего мира посвящают духовности: чтению Корана, молитвам и так далее. Однако главной особенностью Рамадана является строгий пост (так называемая ураза), который держат мусульмане и мусульманки.

В этой статье вы сможете узнать немного об истории Рамадана, а также найти множество рекомендаций и советов касаемо поста и молитв в священный месяц.

Как правильно держать пост в месяц Рамадан: смысл и значение священного месяца Рамадана у мусульман

Как известно, Рамадан - это самый жаркий и знойный месяц в большинстве исламских государств. Именно в этот месяц правоверные мусульмане отказываются от многих жизненных благ, ущемляя свою плоть, возвышая таким образом свой дух. Это имеет глубокий символизм: таким образом набожные верующие демонстрируют всему миру силу и мощь своей веры, а также самоотверженность, с которой они готовы идти на жертвы ради своей веры. Согласно преданию, пророк Мухаммад говорил, что в Рамадан двери Рая открываются для правоверных, а вот двери Ада напротив, закрываются, что несёт для мусульман глубокий символизм и имеет немалую важность. Мусульмане свято верят, что в этот месяц у них есть гораздо больше возможностей заслужить прощение за злые дела и мысли, уравновесив или даже перевесив их добрыми делами и чистыми помыслами. Именно поэтому в Рамадан правоверным необходимо постоянно молиться и просить у Аллаха прощения за всё содеянное, а также укрощать тело своё, чтобы возвысить таким образом свой дух. Следует вместе с тем отметить, что не только физический пост имеет место быть, но гораздо важнее пост духовный. Именно поэтому в Рамадан мусульмане воздерживаются не только от пищи или вина, но и от дурных, похотливых и жадных мыслей, а также не позволяют себе никакой интимной близости. Пост, как говорил пророк Мухаммад (а через него говорил Аллах) совершается ради Бога, и Бог благодарит за пост правоверного мусульманина.

Как правильно держать пост в месяц Рамадан: как соблюдается пост в священный месяц, что нужно делать и чего нельзя

Как известно, пост в Рамадан является одним из столпов ислама, то есть обязательным для каждого правоверного. Прежде всего необходимо придерживаться поста у себя в душе: не думать о порочном и греховном, не предаваться мыслям о еде и вине, не впасть в искус похотливых мыслей, не впадать также в грех уныния. Следует также совершать только добрые поступки, помогать всем, кому можно, не сквернословить и не ссориться. Всё это в сумме с физическим укрощением тела помогает мусульманам духовно очиститься и стать таким образом ближе к Аллаху.

С рассвета и до заката солнца (то есть, целый день вплоть до вечерней молитвы) в Рамадан запрещается есть и пить. Ничего нельзя принимать в пищу, будь то даже простой ржаной хлеб или пресная вода. При этом следует избегать даже попадания еды или пищи на тело человека. Однако если постящийся сделал что-либо рефлекторно (к примеру, по привычке выпил с утра стакан воды), то пост не считается нарушенным, однако впредь предписывается быть внимательным. Само собой также нельзя курить сигареты, кальян и любые другие вещества во время поста, а также принимать любые наркотические и иные средства. При этом законы поста не распространяются на ночное время. Таким образом, ночью можно выкурить сигарету, выпить вина, съесть какую-либо пищу, а также (в случае сильного желания) предаться любовным утехам (само собой, в рамках дозволенного и без особых излишеств).

Всё вышеперечисленное в равной степени касается как мужчин, так и женщин. Следует помнить, что нарушение поста является запретным действием (харам) и оскорбляет Аллаха, пророка Мухаммеда и ислам.