Все о тюнинге авто

Психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция: теоретико-методологические основы. Основы психологического консультирования и психотерапии Теоретические основы и практика психологического консультирования


Р.Кочюнас

М.: “Академический проект”, 1999

1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1.Определение и цели психологического консультирования

1.2.Психологическое консультирование и психотерапия

1.3.Теории личности и практика консультирования

1.4.Структура процесса консультирования

2. КОНСУЛЬТАНТ

2.1.Роль и место консультанта в консультировании

2.2.Требования к личности консультанта - модель эффективного консультанта

2.3.Система ценностей консультанта

2.4.Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта

2.5.Профессиональная подготовка консультанта

3. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОНТАКТ

3.1.Определение консультативного контакта

3.2.Терапевтический климат. Физические компоненты терапевтического климата

3.3.Эмоциональные компоненты терапевтического климата

3.4.Навыки поддержания консультативного контакта

3.5.Перенос и контрперенос в консультировании и психотерапии

4. ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

4.1.Первая встреча с клиентом

4.2.Оценка проблем клиентов

4.3.Процедуры и техники консультирования

4.4.Советы начинающему консультанту

5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

5.1.Консультирование тревожных клиентов

5.2.Консультирование при реакциях страха и фобиях

5.3.Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов

5.4.Особенности консультирования “немотивированных” клиентов

5.5.Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования

5.6.Консультирование при переживании вины

5.7.Особенности консультирования плачущих клиентов

5.8.Консультирование истерических личностей

5.9.Консультирование обсессивных личностей

5.10.Консультирование при параноидальных расстройствах

5.11.Консультирование шизоидных личностей

5.12.Консультирование асоциальных личностей

5.13.Консультирование при алкоголизме

5.14.Консультирование клиентов с психосоматическими расстройствами

5.15.Консультирование клиентов с депрессией и суицидными намерениями

5.16.Консультирование при переживании утраты

5.17.Особенности беседы с умирающим человеком

5.18.Консультирование при сексуальных проблемах

6. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Римас Кочюнас

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

М.: Академический проект, 1999. - 240 с.

Аннотация

Книга Римаса Кочюнаса представляет собой уникальное руководство по общению с клиентами - речь идет о консультировании людей без выраженных психических расстройств. Как правильно войти в консультативный контакт, умело его поддерживать и грамотно завершить консультирование - эти весьма сложные вопросы впервые столь подробно освещены в русскоязычном учебном издании. Книга актуальна для психологов и врачей любого профиля, а также для всех, чья профессиональная деятельность связана с общением.

ISBN 5-8291-0002-9

© Кочюнас P., 1999

© Матулявичене В., перевод с литовского, 1999

© “Академический проект”, 1999

В настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике со множеством психологических проблем, которые трудно или невозможно охарактеризовать клиническими терминами и нельзя решать в рамках традиционной психиатрии. Это проблемы повседневной жизни, связанные с трудностями развития и приспособления личности, дисгармонией межличностных отношений, социальными девиациями (наркомания, алкоголизм, распад семьи, СПИД и др.), возрастными кризисами. Широкий круг таких проблем и составляет предмет относительно новой профессиональной области - психологического консультирования, выделившегося из клинической психологии и психотерапии.

Монография познакомит читателей с важнейшими теоретическими положениями и понятиями, основными техниками и процедурами психологического консультирования. В ней изложены универсальные принципы психологического консультирования, а не какой-то один теоретический подход (хотя признаюсь в симпатии к экзистенциально-гуманистической психологии).

Монография может служить учебником для студентов, изучающих психологию, медицину, педагогику. Для них особенно полезны знания об условиях установления и поддержания профессионального контакта, о психологическом понимании основных человеческих проблем. Надеюсь, мой труд актуален и для специалистов, уже работающих в области психологического консультирования и психотерапии, он поможет им усовершенствовать профессиональные навыки, легче преодолевать возникающие в работе проблемы, более гибко применять свои знания. Наконец, рассчитываю на интерес всех читателей, увлекающихся психологией.

Эта книга - результат многолетней практической работы в качестве психолога-психотерапевта, но мое профессиональное становление было бы невозможно без всесторонней помощи. Хочется прежде всего поблагодарить моего первого учителя, д-ра Александра Алексейчика, и коллег, с которыми, долгие годы работая вместе, мы учились решать проблемы других людей и справляться с собственными трудностями. Я также благодарен сотням клиентов, встреча с которыми помогла значительно глубже понять сложности и противоречия человеческого существования, поверить в реальность изменения жизни в сторону большего благополучия.

Р. Кочюнас

Вильнюс, июль 1998

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Варианты определений

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: “Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений”. Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: “Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера”.

Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами, находящимся в кризисных ситуациях, а также пациентам с соматическими и психическими заболеваниями, имеющим невротические, психосоматические расстройства, характерологические девиации и личностные аномалии.

Под психологической помощью понимается предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления психологических феноменов или психопатологических симптомов и синдромов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.

Психологическая помощь является практической реализацией теоретических изысканий клинического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирования на различные фрустрирующие события, в первую очередь, болезни и конфликтные ситуации. Традиционно выделяют три вида психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию . Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании. Основной целью психологического консультирования является формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей. Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

Под психологическим консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту. Таким образом, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической защиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния.


Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением.

Психотерапия в узком понимании термина является видом активного психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия. При широком толковании термина «психотерапия» под данным видом психологического воздействия имеют ввиду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).


История современной психологии / Т. Лихи. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003. С. 374.

И. П. Павлов называл эту систему второсигнальной.

Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами-сторонниками кортиковисцеральной концепции, однако, их работы были мало известны за пределами Советской России.

Лекция 1.

Психотерапия («лечение души») – то, что может спасти психологию.

7 пунктов (принципов курса Спиваковской):

  1. Учиться у мастеров психотерапии.
  2. У каждого человека есть потенциал стать мастером психотерапии. Преграды к этому – исключительно внутренние. Хочешь стать психотерапевтом – убери преграды.
  3. Задача психотерапевта – создание условий, чтобы осознать специфику, внутреннюю логику психотерапии и определенные направления, по которым можно убирать свои барьеры, чтобы стать психотерапевтом. Обучение психотерапии – в непосредственном контакте и совместной работе (10-12 лет).
  4. Психотерапия – создание условий для изменения человека. Задача психотерапевта – создание условий, а перемены осуществляет сам человек.
  5. В психотерапии всегда должно быть место тайне. Мы не знаем до конца, что и как в клиенте будет меняться. ТО, что мы не знаем, но что нами управляет (бессознательное). Человек является примером жизни, поэтому мы содержим в себе воплощение логики и законов жизни. Психотерапия имеет смысл, так как жизнь в каждом из нас может быть представлена в предельной форме, но полному совершенству не всегда удается реализоваться, следовательно, есть потенциал для изменения. Часто человек не осознает своих возможностей. Человек создан по одному закону, и устроен при этом сложно, а живет – по другому. Психотерапия создает условия для того, чтобы человек понял закон, по которому устроен, и жил в полном соответствии с ним. Перемены в соответствии с законом бытия.

3 вида психотерапии:

(критерий - где и кому оказывается психотерапевтическая услуга)

  1. лечебная (клиническая) психотерапия. Изменения в целях выздоровления, преодоления заболевания. Если имеются нозологии (психические, соматические, психосоматические). Спиваковская: нет такой болезни, которую нельзя не вылечить психотерапией. Общепринятая точка зрения: психотерапия помогает, если есть психологический факторы в этиологии или в течении (неврозы) + психосоматика.

Осуществляется в медицинских лечебных учреждениях командой специалистов (психотерапевт + врач).

  1. профилактическая психотерапия. Адресаты – группа риска. Стационары + амбулаторные учреждения. Для людей уже не здоровых, но еще не больных. Основная цель – предотвращение болезни. Психотерапевт + врачи (по желанию психотерапевта).
  2. психотерапия качества жизни. Для здоровых людей, направлена на повышения уровня жизни. Спиваковская – биототерапия (терапия счастья).
  1. Клиенты: больные, здоровые (всё человечество может быть клиентами психотерапевтов). Но приходят к психотерапевтам ограниченное количество людей. Особенности клиентов: обращаются лучшие. Те, у кого есть надежда, что они могут изменить себя, вступившие в контакт со своим потенциалом.
  2. Основным фактором для изменений является сам психотерапевт. Главный вопрос психотерапевта – «Кто я?».

Насколько ты сам прилагаешь усилия, чтобы меняться. Психотерапевт – пример для своих клиентов.

Если ты сам не меняешься и не пытаешься измениться, если считаешь, что в тебе есть что-то, раз и навсегда сложившееся, то ровно в этой мере ты будешь создавать барьеры для клиента.

Учителями для каждого психотерапевта являются:

· Каждый клиент

· Супервизор

Лекция 2.

Первая встреча с клиентом: создавать препятствия для клиента, чтобы выяснить, хочет ли человек меняться. Если нет, психотерапия не будет эффективной.

Человек боится своих желаний. Суть бессознательного каждой женщины, по Спиваковской, «моя вагина лучше».

Психотехническая система:

На первой встрече психотерапевт испытывает растерянность, страх перед новым неведомым миром.

Первая фраза – «Я вас слушаю».

Как создавать условия для перемен?

  • Индивидуальность психотерапевта как инструмент.
  • Психотехнические действия.
  • Психотехнические эффекты.

Каждый психотерапевтический сеанс и курс может быть рассмотрен с точки зрения психотерапевтической системы.

Психотерапия – система психотехнических действий, которые осуществляются психическими ресурсами психотерапевта над психикой клиента.

Психотерапевт осуществляет психические действия по отношению к себе и по отношению к клиенту.

Психотехнические действия:

  • Базисные;
  • Специальные;
  • Экзистенциальные.

Базисные психотехники – виды Д-ти людей, так как любая человеческая Д-ть способна произвести определенные изменния (роль Д-ти в онтогенезе…). Любой вид Д-ти может быть психотерапией.

В психотерапии нет ничего такого, чего бы не было в остальной жизни, она использует реальную Д-ть людей.

Условия изменений создаются сознательным выбором определенного вида Д-ти.

Групповая психотерапия – групповое общение.

Арт-терапия – искусство (восприятие и его создание).

Танцевальная психотерапия – танец.

Специальные психотехники – специально придуманные для психотерапии виды Д-ти (методы и приемы психотерапии).

Групповая терапия – ролевые игры, диадическое общение в контексте группового.

Экзистенциальные (мировоззренческие) психотехники – идеи, ответы на определенные вопросы (или их форма, направление ответа).

Мастером психотерапии его делает экзистенциальные техники.

В чем смысл человеческой жизни?

Направление поиска ответа.

Человек един в трех мирах: соматическом, психологическом и духовном. В человеке нет ничего, что бы ни было духовным. Идеи о смысле жизни должны иметь определенную силу, чтобы создать условия для перемен.

Человек в виде капусты: листья – общественно выработанное, кочерыжка – ядро личности.

Психоанализ: «кочерыжка» - Эрос и Танатос.

Гуманистическая психология: светящееся богоподобное создание.

Для эффективной психотерапии нужна гармония этих 3 типов действий. Чтобы быть эффективным психотерапевтом надо научиться использовать гармоническую психотехническую систему. Психоаналитик не может использовать мировоззрение гуманиста. Гармония достигается осознанностью, сознательным их применением.

Психотехнические эффекты – эффекты, полученные в результате применения психотехнических действий, психические новообразования в жизни, в личности клиента.

Каждый психотехнический эффект имеет 3 характеристики:

  1. жизненность
  2. целостность
  3. самодвижение

Жизненность – перемены всегда в жизни (повышение жизненных сил клиента).

Целостность (слитность) - если эффект в одном, то результат буде и в других сферах. Снятие симптома (например, заикания) приводит к изменениям во всей жизни.

Самодвижение: возникнув в ходе психотерапии, эффект продолжает развиваться и изменять человека.

Психотехнические эффекты:

  1. процессуальные (возникают в ходе психотерапии, как правило, в ее начале; без них не будет эффективной психотерапии);
  2. результирующие – ответы на запрос клиента (результат): проблема, симптом, синдром, качество жизни и их изменения. В процессе психотерапии запросы клиента изменяются.
  3. ядерные – глубинные, внутренние перемены, как правило, черпаются из бессознательного;
  4. экзистенциальные - новые ответы и их переживание, новое переживание бытия, себя и других людей.

Лекция 3

Метафора дома . Внутренний мир человека как дом. Нелепость нашего положения по отношению к своему «дому»: у каждого из нас есть красивейший особняк, но мы этого не знаем. Думая о нем, мы представляем 1-2 комнаты. Мы знаем о себе только это. Психотерапия – создание условий, чтобы человек стал полноценным хозяином.

Причем, когда клиент с помощью терапевта обнаруживает еще одну комнату, ему приходится проверить и навести порядок и в тех комнатах, которыми он уже владел. Весь внутренний мир, весь «дом» должен быть перестроен в процессе терапии.

Мы бессознательны к тому, чем обладаем. Каждая эффективная терапия создает условия для увеличения фонда сознательного.

Психотерапия и душевные расстройства:

В глубине души каждого человека есть желание перемен к лучшему и силы для их осуществления. Но, с точки зрения современной организации медицины, преимущество у медикаментозной терапии.

Спиваковская: «Самая страшная патология – дурость»

Глупость – думать, чувствовать и делать против своей природы, против Бытия в себе. Каждый человек глупец и гений одновременно. Психотерапия ведет к уменьшению глупости и увеличению сил, действующих в соответствии со своей природой.

Результаты психотерапии:

Человек хорошо выглядит, полон жизненных сил, с интересом занимается прекрасными делами; хорошие отношения с теми, с кем он хочет поддерживать отношения; он счастлив.

Счастливые люди правильно относятся к жизни и к страданиям. Счастье – искусство жизни.

Психотехнические действия -> Психотехнические эффекты (результаты терапии)

Выготский: функциональные органы, новообразования,

«психологические приставки»

Эффекты возникают в разное время после начала психотерапии (и ее окончания).

Главные эффекты терапии, по Роджерсу, возникает через 6 месяцев после окончания психотерапии. У разных людей они возникают по-разному (в зависимости от активности клиента).

Классификация эффектов:

  • процессуальные;
  • результирующие;
  • ядерные;
  • экзистенциальные.

Процессуальные:

Например, научиться фиксировать события своей жизни в дневник по определенным правилам (ведет к повышению сознательности) в биатотерапии. Научиться не высказывать оценочные суждения, а озвучивать чувства. Оценивать – привычка, которую мы приобретаем, как инфекцию. Научиться иначе выражать свое отношение, впечатление.

Если не возникает процессуальных эффектов, терапия не будет эффективной.

Результирующие:

Психотерапевт должен помочь достичь человеку того, чего он хочет. Если человек чего-то хочет, он должен это сделать.

В биатотерапии 3 вида результирующего эффекта:

Квадратные метры (жилплощадь)

Килограммы (физический облик, внешность)

Деньги (достаточное количество денег).

Клиент всегда хочет себе добра (в глубине души).

Ядерные:

Новое осознание себя, новое переживание себя и своей жизни. Человек должен проживать и чувствовать свою красоту.

Все решает внутреннее состояние, самоотношение.

Например, клиент осознал свои возможности.

Извлечение из бессознательного нового содержания (превращение его в сознательный материал).

Экзистенциальные:

Новые мировоззренческие вопросы и их формы (красота, смысл, любовь). Как задаются эти вопросы и как на них отвечают. Эти ответы должны рождаться, они не могут быть заимствованы.

В реальном клиенте все эти эффекты слитны, их разделение условно.

Связь психотехнических действий и эффектов:

Сложная психотехническая система не гарантирует эффекты, нельзя четко их описать. Связь между действиями и результатами является сложно опосредованной (так как лежит через бессознательное) и вероятностной. Эффективность хорошей терапии 60-80%.

Лекция 4

Принципы гуманистической терапии:

Существуют идеи, сами по себе воздействующие, создающие условия для достижения изменений.

Счастье – это усилие, работа над собой требует мужества.

К. Роджерс

В. Сатир

Э. Фромм

В. Франкл

А. Швейцер

Я. Карчук

Р. Мэй

Счастье – это усилие. Работа над собой требует мужества.

Вся психотехническая система персонифицирована в личности терапевта.

Принципы:

  1. Все люди разные. Каждый человек уникален и неповторим, и потому беспредельно ценен.
  1. Не следует смешивать человека и его поведение.
  1. Каждый человек обладает беспредельным потенциалом роста, развития, трансформации, трансмутации, эволюции, изменения, преображения.
  1. В процессе существования (жизни) в человеке формируются преграды, путы, оковы, экраны, мониторы, препятствующие реализации бытийного потенциала или искажающие реализацию потенциала в человеке.
  1. Психотерапия – создание условий для реализации потенциала человека и ограничения действия преград к реализации этого потенциала.
  1. Главная характеристика психотерапевтических условий – особый психотерапевтический контакт между терапевтом и клиентом.
  1. Глубоко и целостно применять этот принцип к себе. Нет ничего более ценного, чем жизнь, бытие.

Существование – жизнь живого существа (от зиготы до смерти).

Бытие – жизнь в большем масштабе. Человек – пример живого бытия, бытие обладает характеристиками уникальности и неповторимости, следовательно, человек уникален, неповторим.

«Если я уникален, то я могу». В то же время, если мы уникальны, то мы одиноки. Но это не одиночество, а скорее, одинокость, уникальность.

Уникальность => бесконечная ценность

Нет человека «ценного», а другого бесценного. Все люди бесценны.

Научная психология исходит из обобщенных понятий («женщины», «трудные подростки», «диагноз»).

К каждому челу, клиенту подходить с «чистым сознанием», «умом начинающего», то есть как к уникальному.

  1. Всё течет и изменяется; поведение, деятельность изменяются.

Не суди! Не суди человека по его поведению!

  1. Всё может быть изменено, так как человек в силу принадлежности к Бытию потенциально совершенен.

Психотерапевт должен работать не с поведением, а с потенциалом .

Люди всегда удивляют в процессе терапии. Научиться верить в этот потенциал; без этой веры не будет правильного психотерапевтического контекста.

  1. Причины несовершенства: мы рождаемся не в Рае, а в определенной социальной среде, в определенное время, в определенной семье. И этот логико-исторический процесс нас формирует по законам социума. Например, национальное пренебрежение не врожденно Бытием.

3 аспекта формирования человека социумом:

  • Социум сам по себе;
  • Семья;
  • Сам человек.

Культура дает и отнимает возможность быть разумным. Социуму не нужны уникальности, ему нужны винтики и шпунтики.

Тарт: «Социум – согласованный транс, оковы стереотипов».

В определенный момент встает выбор между Бытием и социумом, если человек хочет достичь более осознанного уровня.

Вместо того, чтобы торжествовать, что мы уникальны, мы этого пугаемся.

  1. Через осознание пут, преград, эмоциональных и когнитивных матриц – изменение.

Плохи не путы сами по себе, а то, когда мы принимаем эти инструменты за себя. Взять свою жизнь в свои руки.

Счастье винтика – выполнение инструкции. Он никогда не будет по-человечески счастлив. Человек, живущий как винтик, всегда будет чувствовать, что не ответил на метафизический зов, на зов Бытия.

  1. Основа контакта – вера в потенциал, в человечность, в способность увидеть свои ограничения и изменить себя.

Психоанализ – директивный детско-родительский контакт.

Когнитивная психология – более партнерские отношения, два человека вместе решают задачи.

Гуманистическая психология – любовь.

Биатотерапия – сознательная любовь.

В любом случае (в любой психотерапии) – это сознательный контакт.

Контакт как инструмент для создания условий.

Лекция 5

Психотерапевтический контакт

Контакт- общение между терапевтом и клиентом. В процессе общения задействована огромное количество информации, которая передается с большой скоростью. За секунду наше состояние может кардинально измениться вследствие 1 слова, взгляда, прикосновения. => Общение – очень сложный процесс.

  1. В процессе общения с другим затрагиваются все миры человека (организмический, психологический, духовный).
  2. Общение знакомо каждому человеку. Еще до своего рождения, мы пребываем в телесном общении с матерью. Общение – неотъемлемая часть жизни. Даже сон может быть рассмотрен как форма сообщения.

Общение между клиентом и терапевтом должно создавать условия для изменений, это высшая ступень искусства общения. Это общение должно быть сознательным, терапевт его сознательно строит. Терапевт отдает себе отчет в том, что он говорит и делает.

Общение – обмен посланиями, каждое послание одновременно пишется на разных языках. => нужно сознавать, что сообщаешь и на каких языках.

Языки психотерапевтического общения:

Контакты:

  • «Чистые»;
  • «Нечистые».

Критерий – сознательность.

>>(В. Сатир «Коммуникативный подход в психотерапии)

«Чистые» послания: информация на разных языках едина или дополняет друг друга, сознательное послание.

«Нечистое послание»: на разных языках в одном послании информация разная и противоречивая; чаще бессознательное послание.

Языки:

  1. язык тела
  2. язык Бытия, переживания Бытия, «язык самоценности» (В. Сатир). Самый главный.
  3. онэйерический (имагорический) – опосредованный в образах бессознательного
  4. велосенсорика, «быстрое чувствование», прямое излучение бессознательного (почти то же самое, что и 4)

Психотерапевту нужно изучать языки, которые составляют послания, для того, чтобы быть эффективным, сознательным. Терапевт получает имманации (сообщения) от клиента как радар, точно принимающий и сознательно распознающий.

нечистое послание ->

Клиент Терапевт

<-- Чистое послание

Речь:

Речь – способность выразительности. Эта способность представлена на разных уровнях. Даже камни выражают себя и передают нам информацию. Язык растительного мира. Животные обладают специфическим языком.

Человеческая речь – божественный дар. Речь как инструмент сознания, выражение мысли. «Вначале было Слово».

Речь в жизни часто становится объектом злоупотребления, так как человек не всегда осознает силу слова .

Терапевт прежде всего должен осознать силу слова и овладеть им как инструментом своей работы. Речь должна быть сознательной.

«Слово – обоюдоострое лезвие»: может оберегать и может убить.

Терапевт должен исключить из своего общения злоупотребление словом во время контакта с клиентом. Его слово должно содействовать цели создания условий для изменений.

Речевые ошибки:

1. Множество неточных слов (как правило, резкие, грубые оценочные суждения). Речь должна стать более мягкой или вообще не содержать прямых оценок. Нужно найти точные слова для передачи информации.

2. Говорить бессознательно (главное злоупотребление). Причины злоупотреблений:

· Часто люди думают одновременно с говорением. Человек много говорит вслух, желая обдумать свою мысль.

· Людям свойственно много говорить, чтобы придать себе важность, показать себя, выразить себя, произвести впечатление.

· Обильность речи вследствие эмоций (например, все отрицательные эмоции приводят к многословию).

· Не осознают силу молчания. Стереотип: вместе молчать – невежливо, отказ от общения. Это заблуждение.

3. Постоянная внутренняя речь приучает нас постоянно и много говорить.

Неточная речь = пустая болтовня.

Техники психотерапии, основанные на речи:

Все техники рациональной психотерапии, которые работают с сознанием через сознание. Главный инструмент – речь терапевта.

· Разъяснение

· Убеждение

· Интерпретация

· Искусство задавания вопросов

Разъяснение

В психотерапии применяется в основном для освещения формы работы, результатов, психотерапевтической теории. Не нужно говорить лишнее, так как это бесполезно. Речь должна быть адресована к тому, что человек уже готов воспринять (иначе это вызовет сопротивление).

Убеждение

Часто приходится применять, чтобы долго не разъяснять. Чтобы убеждать, надо самому быть убежденным. Нужно найти точные слова и интонацию. Очень краткие слова.

Внушение: рациональный + эмоциональный уровень (суггестия). Специально отобранные слова, формулы. Важнее звучание, а не смысл.

Интерпретация

Зеркальный подход (отражение) и интерпретация.

Нужно различать: зеркальное отражение, интерпретирование и вопрос.

Интерпретирование – пересказ содержания клиента с определенной, другой точки зрения (с точки зрения терапевта, теории). Точка зрения выбирается сознательно. Пересказ со своей колокольни. Иногда интерпретация может быть направлена на то, чтобы вызвать несогласие.

Прямое послание

Терапевт говорит о себе, от своего имени.

Отражение

Повторение того, что сказал клиент на его языке и с его колокольни. В точности, как попугай, его словами.

  • Прямые
  • Косвенные
  • Циркулярные

Прямые («Сколько Вам лет?», «Где были?») касаются процедурных моментов.

Косвенные («Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах», «Что бы Вы хотели мне сегодня рассказать?») не требуют определенной, конкретной информации.

Циркулярные (разработаны в рамках семейной психотерапии, но используются и в диадическом контакте) : расспросить клиента во многих аспектах о проблеме. «Что ты почувствовал тогда-то? К маме? К друзьям? К школе? Что почувствовала, как тебе кажется, мама?». Выявляют разные точки зрения, которые содержатся в сознании человека.

Риторические вопросы присутствуют в речи в силу необходимого терапевту ораторского искусства.

Терапия производится на языке => нужно точно и правильно говорить на родном языке. Психотерапевтическое общение длительное, поэтому терапевт не должен наскучить клиенту (ведь круг тем будет ограничен, придется говорить об одном и том же). Терапевт должен овладеть многими речевыми жанрами:

  • Повествовательная речь
  • Вопросительная речь
  • Поэтическое слово (например, разные стихи)
  • Пословицы, поговорки, анекдоты
  • Притчевый язык (позитивная психология)

Главный принцип речи терапевта как инструмента, главное требование.

Одной из наиболее значимых проблем клинической психологии является оказание психологической помощи клиентам с разнообразными житейскими проблемами, находящимся в кризисных ситуациях, а также пациентам с соматическими и психическими заболеваниями, имеющим невротические, психосоматические расстройства, характерологические девиации и личностные аномалии.

Традиционно выделяют три вида психологической помощи:

-психологическое консультирование,

-психокоррекцию,

- психотерапию .

Они представляют собой воздействие на различные стороны личности и имеют разнящиеся цели и способы, могут применяться раздельно и в сочетании.

Основной целью психологического консультирования является , специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей.

Задачей психологической коррекции является выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психотерапия в узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.

Оказание эффективной психологической помощи немыслимо без кооперирования перечисленных видов психологического воздействия, поскольку адекватный стиль взаимодействия человека с окружающим миром невозможен как без сформированной личностной позиций, проявляющейся в теоретическом осмыслении реальности и выборе наиболее подходящей мировоззренческой платформы с иерархией ценностей, так и без конкретных психологических навыков преодоления жизненных сложностей, а также «саногенных умений».

Под психологическим консультированием подразумевается проведение анализа психического состояния клиента или пациента с использованием различных методов психологической диагностики (интервьюирования, экспериментов и пр.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций их результатов, которые должны способствовать разрешению стоящих перед человеком общежитейских проблем, формированию новых представлений о различных подходах к решению психологических проблем, вариантах их предотвращения и методах психологической защиты и компенсации, а также расширению его психологической культуры и личностному росту.

Таким образом, консультирование охватывает, во-первых, диагностический процесс и способствует определению нормального или аномального развития человека, наличия или отсутствия психопатологической симптоматики; во-вторых, процесс информирования индивида о структуре его психической деятельности и индивидуально-психологических особенностях, благоприятных и потенциально патогенных жизненных ситуациях; в-третьих, процесс обучения навыкам психологической зашиты, аутотренинга и иных способов нормализации собственного эмоционального состояния.



Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на клиента или пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция в клинической психологии направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений социальным окружением.

Психотерапия в узком понимании термина является видом активного психологического воздействия на пациента , имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия. При широком толковании термина «психотерапия» под данным видом психологического воздействия имеют ввиду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Отличия различных видов психологической помощи по таким параметрам, как цель, объект, предмет, способ воздействия и позиции пациента (клиента) представлены в таблице.

Психологическое консультирование Психокоррекция Психотерапия
Объект воздействия клиент, пациент клиент, пациент пациент
Предмет проблема, индивидуально- психологические особенности проблема, характерологии- ческие девиации и личностные аномалии психопатологические симп- томы и синдромы, характерологические деви-ации и личностные аномалии
Способ информирование, обучение тренинг активное воздействие (терапия) различными способами
Позиция клиента активная, ответственен за результат пассивная, не ответственен за результат пассивная, не ответственен за результат
Цель воздействия формирование личностной позиции формирование навыков психологической компенсации купирование психопатологической симптоматики

Профессиональной компетенцией клинического психолога в сфере оказания психологической помощи является психическая патология (исключающая психотические расстройств) и психологические проблемы как соматически здорового, так и больного человека. При этом клинический психолог вправе применять все виды психологической помощи (консультирование, коррекцию и психотерапию).

Он может оказывать психологическое воздействие разными способами: воздействовать, манипулировать в процессе общения, управлять собеседником или формировать у него определенные качества.

Под воздействием в процессе оказания психологической помощи понимается изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств.

Манипулированием обозначается изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо.

Управлением называется изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Применяется при отсутствии у индивида возможности адекватной саморегуляции, к примеру, при патологии характера, личностных аномалиях или психопатологических симптомах невротического регистра.

Формирование - это изменение психической реальности человека в соответствии с представлениями о ее социальной и индивидуальной норме. В этом случае предполагается, что сам человек не может достичь этой нормы вследствие дефекта или дефицита каких-либо качеств, например интеллектуальным или волевых.

Различные виды психологической помощи включают вышеперечисленные способы психического воздействия на человека, но представлены они по-разному.

Так, консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие в узком понимании этого термина, т.к. учитывает цели клиента (пациента), его индивидуально-психологические особенности и личностные ценности. Вследствие этого в процессе консультирования с помощью специальных методов воздействия осуществляется нормализация психического состояния индивида и расширение представлений о себе, ситуации, вариантах преодоления жизненных сложностей и внутриличностных конфликтов и приобретения навыков психологической защиты и компенсации.

Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что связано с неспособностью человека самостоятельно (даже при приобретении знаний и навыков саморегуляции) изменить параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов психики.

В рамках психотерапии используется каждый из вышеперечисленных способов оказания психологической помощи в зависимости от структуры психической проблемы индивида, его индивидуально-психологических особенностей и теоретических воззрений психотерапевта.

До настоящего времени понятия «психологическое консультирование» и «психологическая коррекция» однозначно не определены. Р. Нельсон-Джоунс характеризует консультирование как «взаимоотношения помощи» . Британская ассоциация консультирования утверждает, что консультирование - процесс, при котором «человек, берущий на себя регулярно или временно роль консультанта открыто предлагает и соглашается посвятить свое время, внимание и уважение другому человеку или людям, которые временно будут в роли его клиентов» . Консультирование, следовательно, включает в себя работ}" с индивидами, парами или группами людей, обычно называемых «клиентами».

Рис. 9.5.

Психологические консультирование базируется на двух гипотезах: у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него не всегда есть доступ и которым он с помощью консультанта может научиться пользоваться; человеку присуща потребность в отношениях и специальным образом «построенные» консультантом помогающие отношения могут стать инструментом решения психологических проблем.

Общая цель консультирования - способствовать тому, чтобы клиент получал большее удовлетворение от переживания своей жизни. Частные цели консультативных отношений вытекают из потребностей клиента. Консультирование может быть направлено на решение проблем развития, обоснование способов разрешения трудных жизненных ситуаций, преодоление кризиса, понимание себя, проработку чувств внутреннего конфликта или улучшение межличностных отношений. Задача консультанта состоит в том, чтобы способствовать достижению данных целей. Консультант должен с уважением относиться к ценностям клиента, его личным ресурсам и способности осуществлять выбор. Таким образом, психологическое консультирование - это процесс взаимодействия двух людей (клиента и консультанта) с целью удовлетворения желания клиента изменить что-то в своей жизни.

Важно запомнить!

Психологическое консультирование - вид практической деятельности психолога, заключающийся в оказании психологической помощи здоровым людям в совла- дании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).

Существует точка зрения, согласно которой основное отличие психологического консультирования от психотерапии состоит в том, что клиент (здоровый или больной человек, находящийся в состоянии экзистенциального кризиса, межличностного или внутриличностного конфликта, семейных затруднений или трудности профессионального выбора) воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. Такая позиция представляется не слишком оправданной. В психотерапии пациент, или клиент, в подавляющем большинстве случаев также является дееспособным субъектом, а проблеме личной ответственности отводится чрезвычайно важная роль и в процессе психотерапии. В любом случае психологическое консультирование, психотерапию и психологическую коррекцию можно рассматривать как виды психологического вмешательства.

Важно запомнить!

Психотерапия - система лечебных воздействий на психику и через психику на организм, направленная на избавление человека от различных расстройств (нервно-психических, психосоматических, аддиктивпых) и использующая различные психологические и медикаментозные способы.

Рассмотрим подробнее сходства и различия между психологическим консультированием и психотерапией.

Методы воздействия : психотерапия и психологическое консультирование используют многочисленные и во многом схожие способы психологического воздействия, однако в психологическом консультировании информирование является ведущим приемом. Психологическое консультирование предполагает в основном рациональную работу с сознательным и заинтересованным клиентом, в то время как психотерапия же больше работает с бессознательными и иррациональными сторонами жизни индивида.

Проблемы терминологии

Экзистенциальный кризис (лат. existentia - существование) - состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространен в культурах, где основные нужды, связанные с задачами выживания, удовлетворены.

Цели : психотерапия и психологическое консультирование имеют целью достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Психотерапия при этом направлена на достижение личностных изменений (формирование новых ценностных ориентиров, убеждений, привычек и пр.), а консультирование - на помощь человеку в более эффективном использовании уже имеющихся собственных ресурсов и улучшение качества жизни. Психотерапия в большей степени ориентирована на медицинскую практику, работу с клиническими случаями, когда психологическая проблема клиента доросла до масштабов «болезни», и своей целью видит лечение или коррекцию путем решения проблемы психологическими средствами (медикаментозное лечение целиком лежит в области медицины).

Функции: психотерапия выполняет преимущественно функции лечения и реабилитации, а психологическое консультирование - в основном профилактики и развития.

Продолжительность : психотерапия более длительна, она делится на долгосрочную (от 100 до 400 встреч) и краткосрочную (от 10 до 30). Консультирование обычно занимает от 1-2 до 10 встреч.

Приверженность психологическому направлению и проблематике: психотерапия более специализирована. Во-первых, психотерапевт обычно работает в рамках той или иной терапевтической школы: он - психоаналитик, гсштальттерапевт либо приверженец гуманистической психотерапии и т.д. К тому же психотерапевт обычно специализируется в определенной области психологических проблем; например, он может работать исключительно с алкогольной зависимостью, лечить фобии и т.д. Психолог-консультант обычно работает как «сельский доктор», который может столкнуться с самыми разными проблемами и должен суметь правильно сориентироваться в необычных случаях. Именно поэтому психолог-консультант должен быть сведущ во многих областях психологии и может использовать эклектические способы психологического вмешательства. Консультант в своей работе может основываться на различных теориях. Теории содержат модели развития человека, приобретения им полезного и разрушительного поведения, а также практические модели способов и содержания репертуаров воздействий на клиента. Теории являются «психологическими линзами» консультанта, т.е. определяют те аспекты клиента, на которые он обратит внимание. Их можно также назвать «языком» консультанта, с помощью которого он интерпретирует трудности клиента и организует свое воздействие. Одна и та же трудность клиента, рассмотренная с точки зрения разных теорий, может быть описана по-разному. Например, трудность в налаживании отношений с противоположным иолом у молодого человека последователи теории привязанности Джона Боулби могут интерпретировать как следствие формирования тревожной привязанности к матери. В транзактном анализе (Э. Бёрн) она может быть объяснена нарушениями в формировании эго-состояний Ребенка, Взрослого, Родителя.

Рассматривая понятие психологической коррекции , мы также сталкиваемся с определенными терминологическими сложностями. По мнению Ю. С. Алешиной различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а в связи с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование . Р. С. Немов полагает, что психотерапия - это система медико-психологических средств, применяемых врачом, для лечения различных заболеваний, в то время как психокоррекция - это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия .

Психокоррекция используется в ситуациях, когда психологические проблемы не имеют органической основы и не сформировались неизменяемые психические качества личности, и ориентируется на здоровые стороны личности; здесь акцент делается на настоящее и будущее клиента, в то время как психотерапия постоянно обращается в прошлое. Психокоррекция чаще имеет среднесрочную продолжительность (около 15 встреч), психотерапия же может длиться годами. Психокоррекционные воздействия направлены как на изменение поведения, так и на развитие личности клиента. В первом случае вмешательство имеет целью «переделку» уже сформированных качеств, а во втором - развивают недостаточно сформированные либо вовсе отсутствующие качества.

Важно запомнить!

Психологическая коррекция - вид деятельности практического психолога, направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры клиента с целью обеспечения его полноценного развития и функционирования. Это система мероприятий, направленных на оптимизацию, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций с помощью специальных средств психологического воздействия.

Выделяют следующие классификации стратегий психокоррекции.

  • 1. Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т.д.) либо коррекция личности.
  • 2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия.
  • 3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.
  • 4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.
  • 5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ. Активность клиента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой.

В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими девиациями и личностными аномалиями, а также при невротических психосоматических расстройствах. Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известными являются: аутотренинг, поведенческая (бихевиористская) терапия, нейролингвистическое программирование, нсиходрама, гранзакт- ный анализ и др.

Независимо от исповедуемой психологической парадигмы все консультанты, работая со взрослыми клиентами, придают большое значение повышению их личной ответственности за ход собственной жизни, поэтому в основе работы с клиентом лежит обучение совершать выбор - как чувствовать, думать, действовать - и принимать потерю (т.е. ту возможность, которую отверг выбор). Необходимо также научить клиента помогать самому себе после окончания консультирования, поэтому в процессе работы происходит обучение использованию языка психологической теории для осмысления опыта своей жизни (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Отличия различных видов психологической помощи

Критерий

Психологическое

консультирование

Психокоррекция

Психотерапия

Объект воздействия

Клиент, пациент

Клиент, пациент

Проблема, индивидуально-психологические особенности

Проблема, характерологические девиации и личностные аномалии

Психопатологические симптомы и синдромы, характерологические девиации и личностные аномалии

Информирование,

обучение

Активное воздействие (repai Iия) различными способами

Активная, ответственен за результат

Пассивная, не ответственен за результат

Цель воздействия

Формирование личностной позиции

Формирование навыков психологической компенсации

Купирование психопатологической симптоматики

  • Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.
  • Ягток К. В. Кодекс этики и практики консультантов Британской ассоциации консультирования // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 2. С. 34.
  • Алешина 10. С. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. :Класс, 2004.
  • Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: Владос, 1999.