Все о тюнинге авто

Ученые о боге цитаты. Великие учёные — о Боге. Химик Роберт Бойль

В полемике на религиозную тему атеисты часто противопоставляют такие понятия, как Бог и наука. Складывается впечатление, будто мнение учёных всегда противоречит картине мира верующего. Но это далеко не так.

Многие учёные о Боге отзывались как о реально существующей личности и считали себя верующими, даже религиозными людьми. Хотя не все.

Великие люди, как и обычные, так же расходятся во мнениях. Рассмотрим же, что известные учёные говорили о Боге.

Религию и науку не разделяли до средневековья

Религия и естественная наука противопоставлялись не всегда. В античные и более ранние времена вообще не существовало разделения на религиозную и научную картину мира. Напротив, преобладало целостное мировоззрение без узких областей.

Не существовало биологов или химиков, учёный муж был человеком разносторонним, сведущим во всём понемногу.

Яркий пример - Архимед (287 до н. э. - 212 до н. э.): математик, философ, изобретатель и т.д. О вере в Бога или богов тогда, разумеется, говорили. Например, математику и астроному Фалесу (624 до н.э. - 546 до н.э.) приписывают мнение, что живая и неживая природа имеет движущее начало, - Бога или же душу.

В средние века вопрос существования Бога тоже поднимался редко. Пусть науку и стали дробить на узкие области, всё же вера была нормой, а за атеистические или еретические убеждения можно было поплатиться жизнью.

Часто для иллюстрации таких тезисов упоминают Коперника, Бруно и Галилея, но это не корректно.

  • Коперник (1147 - 1543) жил тихо и мирно, был религиозным человеком, проблем с Церковью не имел;
  • Бруно (1548 - 1600) действительно сожгли на костре, но не за научные взгляды, а за увлечение магией;
  • Галилей (1564 - 1642) был религиозным человеком, но его научные открытия противоречили устоявшемся представлениям об устройстве Вселенной. Церковь принудила учёного отречься от своих взглядов.

В 1992 году Иоанн Павел II покаялся в этой ошибке католичества и реабилитировал великого астронома.

Ещё один из величайших учёных, Мигель Сервет (1511 - 1553), тоже имел разногласия с Церковью. Он даже перед угрозой смерти не признал Иисуса Христа вечным Сыном Божьим. Мигель Сервет отрицал догмат о Троице и представлял всё несколько по-своему, за что сгорел на костре.

в этом году Иоанн Павел II реабилитировал Галилея

Лишь к закату средневековья, приверженность научной картине мира потребовала противопоставления религии. Ведь давление Церковных догматов не ослабевало.

Леонардо да Винчи верил лишь своему опыту, критиковал догматизм, но не Бога

Один из самых известных учёных в истории человечества - Леонардо да Винчи (1452 - 1519). На него любят ссылаться и атеисты, и верующие. Сторонники конспирологических теорий просто обожают искать в творчестве да Винчи различные знаки и тайные смыслы, секреты христианства. Но однозначно заявить что-то об отношении учёного к вере нельзя.

Атеисты любят ссылаться на следующие сроки из-под пера Леонардо да Винчи:

«Говорить будут с людьми, которые ничего не слышат, у которых глаза открыты, а не видят; они готовы с ними говорить и не получать ответа; они собираются испрашивать милости у того, кто имеет уши, а не слышит; они хотят воскурить свечи тому, кто слеп».

«Во всех концах Европы большие народы будут оплакивать смерть одного человека, умершего на Востоке».

Леонардо да Винчи

Это может обескуражить, ведь да Винчи известен религиозными сюжетами картин. Но и в них легко обнаружить стремление к реалистичному изображению и пренебрежению духовными акцентами.


И всё же ситуация не столь однозначна. Леонардо да Винчи придерживался одного самого главного взгляда - сторонился догм. Он верил лишь в единственную силу - опыт.

Всё, что за его пределами, - не серьёзно и не заслуживает внимания. Такой подход и позволил стать Леонардо да Винчи великим учёным.

Церковная догматика не могла удовлетворить Леонардо да Винчи, так как предполагала слепую веру. Он критиковал догматический подход, отсутствие живой мысли, а не саму веру. И всё же о Боге он старался не рассуждать. Искусствовед Дильшат Харман так характеризует отношение да Винчи к духовности:

«Для него познание Бога не становится во главу пирамиды, не становится во главу угла.

И это такая новая духовность, она немножко открытая для дальнейшего. <…>

Потому что его духовность она именно неопределенная, она неясная, она такая загадочная чуть-чуть».

Дильшат Харман

искусствовед

Ньютон верил в Бога и писал богословские работы

Исаак Ньютон (1642 - 1727), английский физик, астроном, механик и философ, - из тех учёных, которые искренне верят в Бога. Он написал немало на тему духовного.

«Если Бога нет и вся наша жизнь - это секунда на пути из праха в прах,

… достоверности, чем вся светская история».

Исаак Ньютон

Ньютон не представлял себе, чтобы мир мог появиться как-то иначе, чем так, как сообщает Священное Писание:

«Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа».

Но было бы ошибкой полагать, что Ньютон - просто верующий учёный, который тепло отзывался о религии, но мало в ней смыслил. Напротив, он глубоко погружался в религиозные вопросы и не боялся критиковать богословов:

«Главная ошибка истолкователей Апокалипсиса заключалась в том, что они на основании Откровения пытались предсказывать времена и события, гак будто Бог сделал их Пророками.

Благодаря этому эти истолкователи подверглись осуждению сами и вместе с тем возбудили недоверие и к пророчеству вообще.

Но Божественное предначертание заключалось совсем в ином.

Бог дал это Откровение, так же как и Пророчество Ветхого Завета, не ради того, чтобы удовлетворить любопытство людей, делая их способными предусматривать будущее, но ради того, чтобы исполнением на деле явлен был миру святой Промысел Его, а не проницательность истолкователей.

Ибо наступление событий, предсказанных за несколько столетий, служит убедительным доказательством того, что вселенная управе является Провидением…

В последние же времена огромный переворот, предсказанный в Святом Писании, сразу же обратит взоры людей и на Пророчество, и на обстоятельное истолкование их».

Исаак Ньютон

Альберт Эйнштейн верил в безличностного Бога и не исповедовал ни одну религию

Альберт Эйнштейн (1879 - 1955) - лауреат нобелевской премии по физике, автор многих научных работ, один из самых выдающихся и известных учёных мира. Его имя стало нарицательным. Нет ничего удивительно, что мнение этого человека имеет большой вес для верующих и атеистов.

Каждые временами пытаются перетянуть Эйнштейна в свой лагерь, но взгляды того намного сложнее простых «за» и «против». Этот учёный никогда не брался утверждать, что думает наука о Боге. Он говорил только за себя.


Эйнштейн избегал однозначных формулировок, но порой позволял себе рассуждать на какую-нибудь узкую тему в религиозной теме:

«Идею личного Бога антропологической концепции я не могу воспринимать всерьёз.

Я также чувствую, что не предоставляется возможным представить себе желание или цель вне человеческой сферы.

Мои взгляды близки к Спинозе: восхищение красотой и вера в логический порядок вещей, которые мы можем понять смиренно и только частично.

Я верю, что мы должны довольствоваться нашими несовершенными знаниями и пониманием, что личные ценности и моральные обязательства - самая важная из человеческих проблем».

Такие обтекаемые формировки давали почву для того, чтобы приписать Эйнштейну буддизм. Атеисты считали отречение от антропоморфного Бога показателем безверия Эйнштейна, а он же оставался собой: «верил в нечто высшее», но никогда не сообщал, во что конкретно. И всё же Бог для него - не личность, а, скорее, сила или закон:

«Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо.

Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его».

В своих убеждениях Эйнштейн близок к восточным традициям, вроде большинства школ буддизма, где Бога нет как личности, но есть некая абстрактная энергия, абсолют, мир:

Это убеждение связано с глубокой верой в Высший разум, который показывает себя в мире опыта, представляет мою концепцию Бога.

В обиходе это может быть описано как «пантеизм» (Спинозы).

Так что, с точки зрения Эйнштейна, всё в мире содержит единую субстанцию, некий дух, но дух без личности.

Взгляды Эйнштейна похожи на догмы индуизма и буддизма.

Такие идеи есть в индуизме, буддизме, некоторых оккультных течениях. Но было бы неверно ставить знак «равно» между их представлениями о Боге и тем, во что верил Эйнштейн.

И хотя он не причислял себя к последователям каких-либо традиций, это не мешало учёному говорить о нравственности, морали, доброте и ответственности людей:

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»… Да.

Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан.

И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей».

Многие физики верили в Бога, но не все

На протяжении последних веков многие учёные размышляли о Боге. Вот, например, что говорят об этом известные физики:


Уильям Томсон. Считал что через науку обретают веру в Бога

Уильям Томсон, лорд Кельвин (1824 - 1907), британский физик и механик:

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».


Макс Борн. Говорил, что наука не имеет права судить о боге

Макс Борн (1882 - 1970), немецкий физик, один из создателей квантовой механики.

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом».

«Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди».


Артур Комптон, утверждал «В начале - Бог»

Артур Комптон (1892 - 1962), американский физик, нобелевский лауреат:

«Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека.

Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим.

Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале - Бог».

Вольфганг Паули верил в Бога

Вольфганг Паули (1900 - 1958), швейцарский физик, нобелевский лауреат.

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати».


Карл Вернер Гейзенберг. Считал что познание науки и есть познание Бога

Карл Вернер Гейзенберг (1901 - 1976) немецкий физик, нобелевский лауреат

«Первый глоток из сосуда естественных наук делает нас атеистами, но на дне сосуда нас ожидает Бог».

Но далеко не все учёные в этом вопросе поддерживают друг друга.


Стивен Хокинг, был атеистом

Один из самых известных учёных современности, Стивен Хокинг (1942 - 2018), придерживался атеистических взглядов:

«Пожалуй, я верю в Бога, если под Богом вы подразумеваете воплощение тех сил, которые управляют Вселенной».

«Если мы откроем универсальную теорию, это станет абсолютным триумфом человеческой мысли, потому что в этом случае мы узнаем, что такое разум Бога».

«Познав Божественный разум, мы узнаем то же, что знал бы Бог, если бы Он существовал. Но Его не существует. Я - атеист… Религия поощряет веру в чудеса, но они противоречат науке».

Но что в действительности может изменить взгляд учёных для верующего человека? Ровным счётом ничего. Учёный - это человек, сведущий в своей области знаний. Это не делает его непогрешимым и всегда правым.

Учёный - это лишь человек, он тоже может ошибаться.

Поэтому, сколько бы учёных не придерживались той или иной точки зрения, это не должно быть значимо для каждого из нас. Мы сами делаем выбор.

Чарльз Таунс. Один из создателей лазера и мазера, профессор в Беркли.

«Я убежден в существовании Бога - на основании интуиции, наблюдений, логики и научного знания».
«Наука, пользуясь опытами и логикой, пытается понять порядок и структуру Вселенной. Религия, пользуясь богословским вдохновением и размышлением, пытается постичь цель и смысл Вселенной. Наука и религия взаимосвязаны. Цель предполагает структуру, а структура должна каким-то образом объясняться целью.
По крайней мере, я это вижу так. Я физик. Кроме того, я христианин. Пытаясь понять природу Вселенной с этих двух позиций, я вижу много точек соприкосновения науки с религией. Мне представляется логичным, что в конечном счете они даже сольются».
«Кто-то спросит: а какое отношение к этому имеет Бог? Возможно, вы и найдете в этой книге какие-то ответы для себя, но для меня этот вопрос практически не имеет смысла. Если вы вообще верите в Бога, то такой вопрос просто не может возникнуть - Бог присутствует всегда, везде, во всем. Для меня Бог - это личность и в то же время Он вездесущ. Он стал для меня великим источником силы и совершенно изменил мою жизнь".
«Научное открытие сопровождается сильнейшим эмоциональным потрясением, которое, мне кажется, сродни тому, что некоторые назвали бы религиозным переживанием, откровением.
На самом деле, я бы описал откровение как внезапно пришедшее осознание того, что такое человек и каким образом он связан со вселенной, с Богом, с другими людьми».
«Я считаю, что в каком-то смысле вся наука начинается с веры в упорядоченность вселенной. Научная вера предполагает существование порядка, постоянства и так далее, а иудеохристианская традиция говорит о существовании единого Бога».
«Вероятность появления жизни, казалось бы, очень низка, и, тем не менее, жизнь возникла, и возникла в соответствии с физическими законами, а законы эти установил Бог». (Цит. по: Palmer 1997, vol. 17).
«Мне кажется, вопрос происхождения остается без ответа, если рассматривать его только с научной точки зрения. Поэтому я вижу необходимость в религиозном или метафизическом объяснении. Я верю в идею Бога и в Его существование».
«Как человек верующий, я сильно ощущаю присутствие и действие созидающей Сущности, которая значительно превосходит меня, но в то же время всегда остается личностной и близкой».

Арно Пензиас. Один из первооткрывателей космического микроволнового излучения, подтвердившего теорию Большого Взрыва.


«Бог проявляет Себя во всем сущем. Вся реальность, в большей или меньшей степени, обнаруживает замысел Бога. Во всех аспектах человеческого опыта присутствует какая-то связь с этим замыслом и мировым порядком».

Исидор Раби. Первооткрыватель явления ядерно-магнитного резонанса.

«Физика наполнила меня благоговением, позволила прикоснуться к ощущению настоящих истоков. Физика приблизила меня к Богу. Это ощущение я испытывал все годы своей научной деятельности. Всякий раз, когда кто-то из моих студентов приходил с новым научным проектом, я задавал ему лишь один вопрос: "Это позволит вам приблизиться к Богу?"»
«Если вы занимаетесь физикой, вы боретесь с чемпионом, - любил говорить он. - Ваши попытки понять, как Бог сотворил мир, похожи на борьбу Иакова с ангелом».
Абдус Салам стал лауреатом Нобелевской премии по физике в 1979 году "за вклад в объединенную теорию слабых и электромагнитных воздействий между элементарными частицами". Его теория стала последним этапом в создании единого описания четырех основополагающих сил природы.


«Наше общество окружено бедами, словно горами. Попытайтесь терпением сровнять их с землей. Настанет день, когда Бог проявит милость. Не бойтесь, что ваши усилия останутся бесплодными. Продолжайте делать свое дело, и Бог вас благословит».
«Каждому человеку нужна религия, как настойчиво утверждал Юнг; это глубинноое религиозное чувство - одна из главных движущих сил человечества».
«Возможно, это связано с моим исламским наследием. Мы верим, что Бог создал вселенную прекрасной, симметричной и гармоничной; в ней виден порядок и нет места хаосу. Мы пытаемся понять мысли Бога. Разумеется, чаще всего мы очень далеки от истины, но иногда осознание хотя бы малой доли истины доставляет великую радость».
«Эйнштейн с рождения унаследовал веру Авраама. Сам он считал себя глубоко религиозным человеком. Это чувство восхищения приводит большинство ученых к Высшему Бытию. Божество, Которое Эйнштейн ласково называл "Старик" (der Alte), есть Высший Разум, Господь всего творения и Законов Природы».
Артур Комптон. Лауреат Нобелевской премии по физике в 1927 году за открытие явления изменения длины волны электромагнитного излучения вследствие рассеяния его электронами, названного впоследствии его именем.

«С раннего детства я научился видеть в Иисусе величайший пример любви к ближнему, выражающейся в реальных делах; пример того, кто знает, что найти душу свою можно, лишь утратив ее ради высшей ценности; того, кто скорее умрет, чем поступится истиной ради расхожего мнения, пусть даже его придерживаются самые уважаемые современники. Этот дух Иисуса и сегодня настолько явственно проявляется в людях, что во мне живет надежда: следуя Ему, насколько это в моих силах, я тоже, быть может, смогу жить вечно».
«Для меня вера начинается с осознания того, что некий высший разум создал вселенную и человека. Такая вера дается мне легко, так как нет сомнений в том, что за замыслом всегда стоит разум. Упорядоченность открывающейся нам вселенной свидетельствует об истине самого потрясающего из всех высказываний: "В начале сотворил Бог…»
«Чтобы наука признала религию, необходимо рассмотреть гипотезу, согласно которой в природе действует разумное начало. Обсуждение доводов в пользу существования божественного разума ведется с того момента, как появилась философия. Аргумент, основанный на идее разумного замысла, постоянно подвергается критике, однако так и не получил адекватного опровержения. Напротив, чем больше узнаем мы о нашем мире, тем меньше представляется вероятность того, что он возник случайным образом. Поэтому сегодня мало кто из ученых станет защищать атеизм».
Энтони Хьюиш, один из первооткрывателей пульсаров.

«Я считаю, что и наука, и религия нужны, чтобы понять наше место во Вселенной. Наука открывает нам, как устроен мир (хотя множество вопросов еще остается без ответа, и, думаю, так будет всегда). Но наука поднимает вопросы, на которые сама не в состоянии ответить. Почему Большой взрыв в конечном счете привел к появлению разумных существ, задающих вопросы о смысле жизни и цели существования Вселенной? Чтобы ответить на них, приходится обращаться к религии…
Религия играет чрезвычайно важную роль, подчеркивая, что в жизни есть нечто гораздо большее, чем эгоистичный материализм.

Одних только научных законов недостаточно – должно быть что-то еще. Сколько бы наука ни развивалась, она не ответит на все вопросы, которые мы задаем».
Джозеф Тейлор. Получил Нобелевскую премию за открытие быстро вращающихся звёзд, излучающие гравитационные волны.


«Мы верим, что в каждом человеке есть нечто божественное, поэтому человеческая жизнь священна. В людях нужно искать глубину духовного присутствия, даже в тех, с кем вы расходитесь во взглядах».
Ещё о взаимоотношении учёных и религии.

1901 г. - учреждена Нобелевская премия


Нобелевские лауреаты по физике о вере

Антуан Беккерель (1852-1908) французский физик.
Открыл явление радиоактивности.
Нобелевская премия по физике 1903 г. "за открытие самопроизвольной радиоактивности" (совместно с Кюри).
Его именем названа единица радиоактивности

«Именно мои работы привели меня к Богу, к Вере.»

Джозеф Томсон (1856-1940), английский физик
Открыл электрон.
Нобелевская премия по физике 1906г. «в знак признания его выдающихся заслуг в области теоретических и экспериментальных исследований проводимости электричества в газах».

"Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии".

Макс Планк (1858-1947), немецкий физик.
Основоположник квантовой физики.
Нобелевская премия по физике 1918 г. "За открытие квантов энергии"
Его именем названа фундаментальная постоянная кванта действия.

«Куда бы и как далеко мы бы ни стали смотреть, мы не находим противоречий между религией и естественной наукой, напротив, именно в основополагающих пунктах наилучшее сочетание. Религия и естественная наука не исключают друг друга, как это в наши дни некоторые верят или этого боятся, эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга. Самым непосредственным, веским доказательством тому, что религия и естественная наука не враждебны друг другу, является и тот исторический факт, что даже при основательно- практическом обсуждении этого вопроса именно такие величайшие естествоиспытатели всех времён, мужи как Ньютон, Кеплер, Лейбниц были проникнуты духом этой религии христианства»

Роберт Милликен (1868-1953), американский физик.
Нобелевская премия по физике 1923 г. "За эксперименты по определению элементарного электрического заряда и фотоэлектрическому эффекту"

«Я не могу представить себе, как может настоящий атеист быть учёным.»

Джеймс Джинс (1877-1946), английский астрофизик:
«Примитивные космогонии рисовали Творца работающим во времени, выковывающим Солнце и Луну, и звёзды из уже существующего сырого материала. Современная научная теория заставляет нас думать о Творце, работающем вне времени и пространства, которые являются частью Его творения, так же, как художник находится вне своего холста.»

Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.) - великий немецко-швейцарско-американский физик (2 раза менял подданство)
Автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля. По мнению многих выдающихся физиков (например Льва Ландау) Эйнштейн является самой значительной фигурой в истории физики. Нобелевская премия по физике 1921 г. " "за заслуги перед теоретической физикой, и особенно за открытие закона фотоэлектрического эффекта"

"Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием"."Моя религия состоит в чувстве скромного восхищения перед безграничной разумностью, проявляющей себя в мельчайших деталях той картины мира, которую мы способны лишь частично охватить и познать нашим умом. Эта глубокая эмоциональная уверенность в высшей логической стройности устройства вселенной и есть моя идея Бога"

«Действительной проблемой является внутреннее состояние души и мышления человечества. Это не физическая проблема, а проблема этики. Что нас пугает, это не взрывная сила атомной бомбы, но сила озлобленности человеческого сердца, взрывная сила для озлобления»

«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?»... Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Пусть познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей»

Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве. Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди"

“Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне, как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои научные работы не поняты”.

Макс Борн (1882-1970), немецкий физик
Один из создателей квантовой механики.
Нобелевская премия по физике 1954 г. "За фундаментальные исследования по квантовой механике"

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом.» «Многие ученые верят в Бога. Те, кто говорит, что изучение наук делает человека атеистом, вероятно, какие-то смешные люди»

Артур Комптон (1892-1962), американский физик
Нобелевская премия по физике "За открытие эффекта Комптона" (увеличения длины волны рентгеновских лучей при рассеянии на слабосвязанных электронах)

"Для меня Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: "В начале - Бог"

Вольфганг Паули (1900-1958), швейцарский физик
Один из создателей квантовой механики и релятивистской квантовой теории поля
Нобелевская премия по физике 1945 "За открытие принципа запрета Паули"

«Мы должны признать также, что на всех путях познания и избавления зависим от факторов, находящихся вне нашего контроля и носящих в религиозном языке название благодати.»

Вернер Гейзенберг (1901-1976) немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики.
Нобелевская премия по физике 1932 г. "За создание квантовой механики". Высказал гипотезу, согласно которой атомные ядра должны состоять из протонов и нейтронов, удерживаемых силами ядерного обменного заимодействия.

"Первый глоток из сосуда естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда — нас ожидает Бог"

Поль Дирак (1902-1984) Английский физик, один из создателей квантовой механики, квантовой электродинамики, квантовой статистики.
Нобелевская премия по физике 1933 г. "За разработки новых, перспективных форм атомной теории"

"Природе присуща та фундаментальная особенность, что самые основные физические законы описываются математической теорией, аппарат которой обладает необыкновенной силой и красотой. Мы должны просто принять это как данное. Ситуацию, вероятно, можно было бы описать, сказав, что Бог является математиком очень высокого ранга и что он при построении Вселенной использовал математику высшего уровня"

Медики, биологи о вере

Николай Пирогов (1810-1881), профессор медицины, великий русский хирург

"Веру я считаю психической способностью человека, которая более всех других отличает его от животных"

Луи Пастер (1822-1895), французский микробиолог и химик, основоположник современной микробиологии и иммунологии

«Ещё настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время работ своих в лаборатории.»

Иван Павлов (1849 - 1936) великий русский ученый-физиолог, академик

"Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать - связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера".

Александр Спирин (р. 1931), российский биолог, академик РАН, ведущий российский специалист в области молекулярной биологии:

«Я глубоко убеждён, что «перебором», путем эволюции невозможно получить сложный прибор... это таинственное, я бы сказал, «божественное» соединение - РНК, центральное звено живой материи, не могло появиться в результате эволюции. Она либо есть, либо её нет. Она настолько совершенна, что должна была быть создана некой системой, способной изобретать»

Физики - наши современники о вере

Андрей Сахаров(1921 - 1989) - русский физик
Академик, трижды Герой Соц. Труда (1953, 1956, 1962), лауреат Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий.
Создатель водородной бомбы (1953)

"Я не знаю, в глубине души, какова моя позиция на самом деле, я не верю ни в какие догматы, мне не нравятся официальные церкви. В то же самое время я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысленного начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и её законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным»

«Мое глубокое ощущение. - существование в природе какого-то внутреннего смысла. И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась перед людьми в XX веке»

Хью Росс, современный американский астроном:

«В конце 80-х и начале 90-х годов были успешно измерены несколько других характеристик Вселенной. Каждая из них указывала на существование во Вселенной невероятной гармонии, обеспечивающей поддержание жизни. За последнее время открыты двадцать шесть характеристик, которые должны принимать строго определенные значения, чтобы жизнь была возможна... Список параметров точной настройки продолжает расти... Чем точнее и подробнее измеряют астрономы Вселенную, тем более тонко настроенной она оказывается... По моему мнению, Реальность, давшая жизнь Вселенной, должна быть Личностью, ибо только Личность может создать что-то с подобной степенью точности. Задумайтесь также над тем, что эта Личность, должна быть, по меньшей мере, в сотни триллионов раз более «разумной», чем мы, человеческие существа, даже учитывая наши потенциальные возможности.»

Евгений Велихов род. 1930 г.
Президент Российского научного центра "Курчатовский институт", академик Российской академии наук.Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации.

"Мне абсолютно ясно, что вся деятельность человека - не просто плесень на поверхности маленького земного шарика, что она в чём-то определяется свыше. Такое понимание и восприятие Бога у меня есть".

А вот так, оказывается, говорил сам Чарльз Дарвин, лучший друг атеистов всех времен и народов:

Чарльз Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель. Автор теории поисхождения видов

"В состоянии самого крайнего колебания я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога"

"Предположение, что глаз возник в результате эволюции, кажется мне в высшей степени абсурдом"

"Невозможность признания, что великий и дивный мир с нами самими, как сознательными существами, возник случайно, мне кажется главным доказательством существования Бога. Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума - это указание на его Творца"

Послушаем тоже Нобелевского лауреата, он-же главный атеист России, 90-летний борец за правду в компании Вольтера, Фрейда, Маркса и Ленина:

Виталий Лазаревич Гинзбург (род. 1916) академик РАН.
Нобелевская премия по физике 2003 г. (за работы, выполненные в 1950-х годах совместно с Львом Ландау и Питаевским).
Получена совместно с советско-американским физиком Алексеем Абрикосовым, который на вопрос журналиста о Гинзбурге ответил: "Хороший популяризатор". Идеей-фикс популяризатора у концу жизни стало убедить всех, что Бога нет, а, соответственно, "водород - газ без цвета и запаха, который при наличии достаточно долгого времени может превратиться в человека" (чья-то цитата, не помню). Приводить богоборческих заявлений академика не будем, все равно до графа Толстого (который, почуяв конец, взял запасные сапоги и потопал из Ясной поляны в Шамординский монастырь ) ему далеко. Но как-то, потеряв бдительность, академик сказал в одном интервью:

"Я, например, даже завидую верующим. Я понимаю, что вера нужна слабым людям. Но я тоже по-своему слаб, может быть, но я не могу верить. Мне было бы гораздо легче. Но мне 90-й год, значит, 89, значит, если доживу до 90, будет 90. У меня жена - далеко не молодая женщина. И ей очень плохо, я с удовольствием верил бы в Бога, где-то встретиться там на том свете и так далее. Я не могу. Это противоречит разуму"

А в другом месте Виталий Лазаревич заявляет:

"Я согласен с папой Иоанном Павлом II, который в своей последней энциклике, опубликованной в 1998 году, написал: «Вера и разум подобны двум крылам, на которых дух человеческий возносится к созерцанию истины». Так что наука и религия вовсе не противостоят друг другу" (В.Л. Гинзбург "Замечания в связи с энцикликой папы Иоанна Павла II «Вера и разум»).

Закончим цитатой из Виктора Тростникова. Его нельзя поставить в один ряд с теми великими людьми, с мнениями которых мы только-что познакомились (хотя Тростников и кандидат и доцент и автор 20 трудов по математической логике). За книгу «Мысли перед рассветом», которая была издана в Париже в 1980 году Виктор Тростников был изгнан из преподавателей и работал дворником.

"В своем изучении материи мы добрались уже до того рубежа, где предположение о ее субстанциальности (самодостаточности) становится тормозом для дальнейшего продвижения вперед. Перефразируя "Манифест" Маркса, можно сказать, что призрак бродит по всему полю научных исследований - призрак Творца. Новейший материал делает все более очевидным, что никакого "само собой" быть не могло, что Кто-то в определенный момент создал вселенную из ничего ("большой взрыв" теоретической космогонии и "реликтовое излучение" наблюдательной астрономии), наделил ее определенными свойствами, содействующими достижению определенных целей ("антропный принцип" физики) и направлял ее к этой цели, сообщая ей соответствующие импульсы ("креационизм" биологии). И ты воображаешь, что, выбежав на дорогу, по которой пошла масса ученых, и расставив руки, ты остановишь их и повернешь обратно к атеизму?
Несколько лет назад мой (Тростникова) старый знакомый, один из крупнейших математиков современности, попросил меня свозить его в Троице-Сергиеву лавру. Зная о его материалистическом воспитании, я выразил удивление. Понизив голос, академик сказал мне: "Я не настолько глуп, чтобы быть атеистом".

Все приведенные цитаты даются без ссылок на источники и поэтому не могут считаться сколько-нибудь убедительными.
Эти цитаты (и другие), снабжённые ссылками на первоисточник, приведены в книге Сергея Банцера

Побудило меня опубликовать перечень учёных с их высказываниями о Творце, и поверьте отнюдь не маленькие имена та и далеко не полный список:

Среди моих пациентов второй половины жизни -скажем, старше 35 лет - нет ни одного, чьи проблемы можно разрешить, обойдя религию. Можно определенно сказать, что все они чувствуют себя больными, потому что потеряли вечные ценности - то, что может дать живая религия своим последователям. Ни один из этих пациентов не может быть полностью исцелен, если не возвратится к религиозным воззрениям. Карл Юнг - один из величайших психологов всех времен, имеющий всемирно призванный авторитет. Швейцария.
Я тут и там замечал следы Его в Его творениях. Во всех Его делах, даже самых малых и незаметных - какая сила, какая мудрость, какое невообразимое совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа идут друг за другом непрерывною цепью, примыкая к царству растительному, растения сцепляются с царством минеральным, уходящим во внутренность Земного шара, между тем как этот шар кружится в неизменном порядке около Солнца, дающего ему жизнь. Наконец, я видел Солнце и все другие светила, всю звездную систему, бесконечную, неисчислимую в своей беспредельности, движущуюся в пространстве, повешенную среди вечной пустоты. Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и Вечный, который сотворил это всемирное дело и водворил в нем порядок. Карл Линней, естествоиспытатель-биолог XVIII века, основоположник системы растительного и животного мира.

* ...Я вынужден думать, что существует нечто подобное сверхъестественному началу моего уникального, сознающего себя духа и моей уникальной души... Идея сверхъестественного творения помогает мне избежать очевидно нелепого умозаключения о генетическом происхождении моего уникального "Я". Из лекции нейрофизиолога Джона Экклза (род. 1903) во время получения им Нобелевской премии.

* Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Альберт Эйнштейн (1879-1955), физик, один из основателей современной физики, автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля, лауреат Нобелевской премии - так говорит о своем отношении к религии.

* Связь науки с религией никогда не была такой близкой и тесной, как в наше время. Ученые, изучающие космическое пространство, открыли так много прекрасного и неожиданного, что теперь труднее сказать ученому, что Бог не существует. В этом вопросе не может быть двух мнений. Дюшезн, доктор Жюль С. - председатель департамента атомной молекулярной физики Льежского Университета в Бельгии.


* Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величие; в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. Михаил Васильевич Ломоносов.

* Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего существа. Вот - мое первое и последнее слово. Исаак Ньютон (1643-1727), физик и математик.

* Мы видели дело рук Создателя в этом мире, что неведомо другим людям. Загляните в биологию, посмотрите на любой орган человеческого тела или даже на самое маленькое насекомое. Вы найдете там столько удивительного, что вам не хватит жизни на изучение. Это дает мне и многим моим сотрудникам чувство, что есть что-то великое и прекрасное. Это Некто является причиной создания вселенной, и эта Причина не может быть нами понята. Инглис, доктор Давид Р. - старший физик, Национальная лаборатория Аргон, Иллинойс, США.

* Кто ничего кроме случая не хочет видеть в этой гармонии, обнаруживающейся с такою очевидностью в строении звездного неба, тот должен этому случаю приписать Божественную мудрость. Астроном Мэдлер.

* Наука и религия – это две дополняющие одна другую стороны одного и того же познавательного акта, единственного акта, могущего охватить познание Высшего. Пьер Тейяр де Шарден, знаменитый палеонтолог.

* Самое интересное для ученого заключается в том, что он видит в природе удивительный порядок. Это больше, чем стечение обстоятельств и случая. С развитием науки мы видим больше и больше организацию порядка в природе. Поэтому, чем больше вы изучаете природу, тем больше вы имеете основания верить в совершенство плана Мастера, а не в стечение обстоятельств. Вальдман, доктор Бернард - декан факультета естественных наук университета Нотр Дам в штате Индиана, США.

* Религия - существенная часть человеческой культуры. Религия необходима. Она имеет непреходящую ценность. Я верю, что по этой причине все культуры имели и имеют религию. Религия содержит в себе нечто такое, что наука дать человеку не может. Бидл, доктор Георг В. - директор научно-исследовательского института биологической медицины Американской Медицинской Ассоциации, лауреат Нобелевской премии в области физиологии.

* ...Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной "теплоты", лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным. Андрей Дмитриевич Сахаров, физик.

* Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: “В начале - Бог”. Артур Комптон, крупнейший физик XX века, лауреат Нобелевской премии.

* Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории. Луи Пастер (1822-1895), химик, биолог.

* О, Верховный Виновник всей стройности и красоты! Кто же и что же такое Ты, если дела Твои столь велики? И какое имя дать тем, кто отрицает Тебя, кто не живет мыслью о Тебе, кто никогда не чувствовал Твоего присутствия? Фламмарион Камиль, знаменитый астроном.

* В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания. Галилео Галилей, великий ученый-физик, астроном и механик, первооткрыватель законов инерции и свободного падения тел, изобретатель телескопа.

* Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Первая представляет Его как основу, вторая - как конец всякого феноменального представления о мире. Макс Планк (1858-1947), физик.

* Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать - связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто - ни энергия, ни материя - не исчезают бесследно и составляют бессмертную душу, которую исповедует христианская вера. Великий русский ученый-физиолог академик И.П. Павлов.

* Познание природы есть путь к благоговению перед Творцом. Ученый-химик Либих, один из создателей агрохимии.

* В моменты чрезвычайного колебания я никогда не был безбожником в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога. Чарльз Дарвин, создатель известной теории “эволюции биологических видов”.

* Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты... Напрасно перед лицом катастроф XX века многие сетуют: "Как Бог допустил?" Да, Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей. Альберт Эйнштейн (1879-1955), физик.

* Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения? (Библию). Выдающийся ученый Майкл Фарадей.

* Никто не может игнорировать то, что является действительно религиозным опытом. Бог ищет человека. Когда человек ответит на зов Божий, жизнь человека меняется. Основная весть христианства... касается жизни людей всех классов и положений. В Божьем плане все это познается только опытом. Любовь Божия не может быть выражена в конкретных рационалистических терминах и не может быть проверена квалифицированным методом. Любовь, как и Бог познаются только опытом. Я возвращаюсь к понятию, что Бог познается больше опытом, нежели методом исследования. Артур Г. Хансен - президент университета Пурдью. Бывший декан факультета инженерных наук и президент Технологического Института в штате Джорджия, США.

* Я не могу понять ученого, который не признавал бы Высшего Разума во всей системе мироздания, равно как и не мог бы понять богослова, который отрицал бы прогресс науки. Религия и наука являются сестрами. Вернер фон Браун (1912-1977), физик, один из основоположников космонавтики, руководитель американской космической программы.

* Так как Библия была написана не с целью научить людей естественной истории и физическим наукам, а предназначалась первоначально для жителей восточных стран, незнакомых с результатами современных исследований, то и язык её, при изложении предметов естественного знания таков, каким он и должен быть, чтобы согласоваться с понятиями, свойственными тем, к кому обращена речь. Достигнуть таких результатов современных исследований было предоставлено человеческому разуму и опыту последующих веков. Библия и наука, следовательно, движутся по параллельным линиям. Предметы, доступные расследованию человеческого разума, предоставлены его видению, тогда как Библия трактует нравственные и духовные стороны человеческой природы, которых разум не в состоянии раскрыть без посторонней помощи. Что же касается истинности и достоверности исторических книг Священного Писания, то ежедневные открытия клонятся к подтверждению их. Недавние исследования в Египте, Палестине и других восточных странах показали, до какой степени, даже в мелких подробностях, документы Ветхого Завета могут быть принимаемы с глубоким доверием. Осуществление ветхозаветных пророчеств в лице Господа нашего Иисуса Христа, пророчеств, изреченных за целые века до Его явления, так же, как и тех пророчеств, что относятся к судьбам наций - в особенности еврейской - убедительное доказательство того, что эти пророчества были произносимы под влиянием Божественного вдохновения. Вместе с тем, высоконравственное учение Библии несовместимо с мыслью, что пророчества могли исходить от прибегавших к обману. Учение Господа нашего и Его апостолов в самом себе носит отпечаток божественной истины. Американский ученый-геолог Холл.

* В последнем столетии наука стала более скромной. Когда-то полагали, что наука откроет все, что бесконечно, что неизвестно. Современная наука стала думать об этом скромнее, когда узнала, что человек не может дать окончательных и совершенных выводов. В познании человек сам по себе ограничен. Ученый имеет гораздо больше оснований верить в Бога сегодня, нежели это было 50 лет тому назад, потому что теперь наука увидела свои границы. Ханйохем Аутрум, - декан факультета естественных наук Мюнхенского Университета, один из выдающихся немецких ученых.

Источник http://heatpsy.narod.ru/11/god.html

В последние десятилетия многие люди оказались обманутыми пропагандой материалистического мира, изменяющего представления человека и заставляющего его разум всё меньше созерцать и размышлять над окружающим нас миром. Научные достижения позволили до предела упростить нашу жизнь, а с помощью СМИ в сознании человечества укоренились концепции почитания денег, роскоши и власти.

Но этого ли хотят те, кто с полной самоотдачей исследует наш мир, выявляя закономерности и формулируя их в различные законы, которые потом находят практическре применение?

В обществе убеждены, что среди современных учёных нет верующих в Бога. Ничто не может быть дальше от правды, как это утверждение. В противоположность таким утверждениям в тех странах, где ученые не боятся потерять свою работу и положение из-за религиозных убеждений, нам известно много ученых с мировым именем, которые смело заявляют, что вселенная настолько сложна и высоко организована, что ее объяснение немыслимо без веры в Бога-Создателя. Большинство великих ученых сегодня исповедуют веру в Бога, где только имеют возможность.

Но для начала давайте возьмём более широкий исторический период и посмотрим на учёных, работы которых глобально влияли на ход развития человеческой цивилизации.

Исаак Ньютон (1643-1727гг.), великий английский физик и математик, основатель классической физики, был глубоко убежденным христианином, занимался богословием, говорил: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем, могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего Существа. Вот — мое первое и последнее слово ». И еще: «Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель Вселенной. Вследствие Его верховной власти мы называем Его верховным Богом. Он правит всем миром, тем, что есть, и тем, что может быть. Он всегда и везде Тот же Единый Бог. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред Ним по причине Его беспредельной власти. Бог же без верховной власти, без провидения и без цели в своих творениях был бы ничем иным, как роком или природой. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и все это соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного ». Он также писал, что анатомия и свойства живых организмов свидетельствуют о том, что они произведены мудростью и искусством могущественного, вечно живого Бога.

«Много лет назад жил сэр Исаак Ньютон, и у него дома была точная модель нашей солнечной системы в миниатюре. В центре ее был расположен огромный золотой шар ‒ Солнце, а вокруг него на осях разной длины вращались шары меньшего размера. Они представляли Меркурий, Венеру, Землю, Марс и другие планеты, и были соединены между собою креплениями и шнурами так, что могли синхронно двигаться вокруг «солнца».

Однажды Ньютон изучал свою модель, и как раз в это время к нему заглянул друг, который не верил в библейскую концепцию творения. Восхищенно глядя на механизм и наблюдая за ученым, заставляющим небесные тела двигаться по своим орбитам, этот человек воскликнул: «Боже мой, Ньютон, что за изумительная вещь! Кто ее тебе сделал».

Сэр Исаак ответил, не глядя: «Никто». «Никто?» ‒ переспросил друг. «Вот именно! Никто! Все эти крепления и шнуры, и детали просто случайно встретились вместе, и, о чудо, стали совершенно синхронно вращаться и встали на свои орбиты».

Атеист все сразу понял! Глупо предполагать, что модель образовалась сама собой. Но еще меньше смысла в теории о том, что Земля и вся Вселенная появились случайно»

Р.В. Дехан.

Блез Паскаль (1623-1662гг.), выдающийся французский математик и физик, религиозный мыслитель, был глубоко верующим христианином. Он писал, что Бог является не только Творцом геометрических истин и системы материальных элементов, но и влияет на жизнь людей и дарует душе человеческой утешение. Он также говорил: "Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему — люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его — эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его — это люди разумные, но еще несчастны".

Карл Линней (1707-1778гг.), выдающийся шведский естествоиспытатель, автор ныне используемого в биологии метода формирования научного названия для каждого из живых видов, писал: "Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видал Его лицом к лицу; но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких незаметных Его произведениях — что за сила! Что за мудрость! Что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как этот самый шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь. Я видел, как солнце и все другие: звезды, вся солнечная система, бесконечное звездное небо движется в пространстве, поддерживается к пустоте, по воле непостижимого первоначального двигателя, Существа существ, Причины причин, правителя и хранителя мира, Господа и Создателя всякого творения…" и далее: "Все вещи носят на себе печать божественной мудрости и силы, в них заключается наше благо и источник нашего счастья. В пользе, какую они нам приносят, я вижу благость их Творца, и красота показывает Его мудрость, а их гармония — продолжение их существования, их точные размеры и неисчерпаемая производительность показывают могущество этого великого Бога! Не это ли вы называете провидением? Да, это и есть провидение, им только и объясняется устройство мира. Итак, справедливо верить, что есть Бог, существо беспредельное, вечное, ни от кого не происходящее, не сотворенное, без которого ничего не существует, которое создало и устроило мир. Он невидим для наших глаз, которые наполняет лучами своего света, мы только мысленно постигаем Его, и Его величие таится в глубоком святилище нашего духа".

Вильям Гершель (1738-1822гг.), известный английский астроном, основоположник звездной астрономии, говорил: «Чем более раздвигается область науки, тем более является доказательств существования Вечного Творческого и Всемогущего Разума ».

Лорд Кельвин (1824-1907гг.), выдающийся английский физик, именем которого названа абсолютная шкала температур, известен тем, что занимался работой над первым трансатлантическим телеграфным кабелем и сформулировал второй закон термодинамики. Он сказал: «Зарождение жизни на Земле абсолютно не зависело от какого-то химического или электрического процесса и кристаллического группирования молекул. Мы должны остановиться и признать тайну и чудо сотворения живых организмов» и «Потрясающие доказательства мудрости и благонамерения даны нам. Вся природа свидетельствует о действии свободной Воли, и мы видим, что все мы зависим от вечного Господа-Творца ».

Альберт Эйнштейн (1879-1955гг.), великий физик-теоретик, один из основателей современной физики, автор специальной и обшей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля, лауреат Нобелевской премии, говорил: «Каждый серьёзный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимозависимости, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты… Напрасно перед лицом катастроф XX века многие сетуют: «Как Бог допустил?» Да, Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку пришлось самому расплачиваться за выбор ложных путей. »

Вернер фон Браун (1912-1977гг.), ведущий ракетостроитель программы ФАУ-2 в Германии времен Второй мировой войны, участник американской космической программы в 60-х годах 20-го столетия писал: «Мне настолько же трудно понять ученого, отвергающего присутствие Высшего Разума, стоящего за вселенной, как и уразуметь богослова, отвергающего достижения науки… Через науку человек пытается покорить окружающие его силы природы; через религию он пытается контролировать силы природы внутри себя и найти моральную силу и духовное водительство.

Чтобы выполнить свою задачу, которую поставил перед ним Бог» и еще: «Распространено мнение, что в эпоху космических полетов мы уже так много знаем о природе, что нам более не нужно верить в Бога. Это мнение совершенно ошибочно. Лишь новое обращение к Богу может спасти мир от надвигающейся катастрофы. Наука и религия — это сестры, а не враги» и еще: «Законы природы во Вселенной настолько точны, что у нас нет трудностей с постройкой космического корабля для полета на Луну, и мы можем рассчитать полет по времени с точностью до доли секунды. Но эти законы должны были бы быть Кем-то установлены ».

А вот высказывания современных (или недавно умерших) учёных / исследователей о Боге:

Кто ничего кроме случая не хочет видеть в этой гармонии, обнаруживающейся с такою очевидностью в строении звёздного неба, тот должен этому случаю приписать Божественную мудрость.

Астроном Мэдлер

Мы видели дело рук Создателя в этом мире, что неведомо другим людям. Загляните в биологию, посмотрите на любой орган человеческого тела или даже на самое маленькое насекомое. Вы найдете там столько удивительного, что вам не хватит жизни на изучение. Это дает мне и многим моим сотрудникам чувство, что есть что-то великое и прекрасное. Это Некто является причиной создания вселенной, и эта Причина не может быть нами понята.

Доктор Давид Р. Инглис,

старший физик Национальной лаборатории, Аргон, Иллинойс, США

Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и её законов.

Андрей Дмитриевич Сахаров,

физик

Вера начинается со знанием того, что Высший Разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому что факт наличия плана и, следовательно, Разума - неопровержим. Порядок во Вселенной, который разворачивается перед нашим взором, сам свидетельствует об истинности самого великого и возвышенного утверждения: «В начале - Бог».

Артур Комптон,

крупнейший физик XX века, лауреат Нобелевской премии

Смысл и радость моей науки приходят ко мне в те редкие моменты, когда я открываю что-то новое и говорю себе: «Так вот как Бог это сотворил!». Цель моя — лишь понять маленький уголок Божьего замысла.

Генри Шеффер,

известный квантовый химик

Использованные источники:

Другие открытые источники в интернете