Все о тюнинге авто

Исчезнет ли когда-либо религия? В россии, похоже, зарождается новая религия Привычка, которую тяжело сломать

18.09.11 Количество верующих в мире - по крайней мере в развитых, так называемых цивилизованных, странах - сокращается. А число людей, которые открыто объявляют себя атеистами, растет год от года.


Такие результаты получила группа американских ученых под руководством Даниэля Абрамса из Северо-Западного университета и Ричарда Вейнера из Университета Аризоны, проанализировав статистические данные за последние сто лет. Исследователи доложили об этом на недавней конференции Американского физического общества, которая прошла в Далласе.

Статистические данные были собраны в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии и в ряде стран Европы. Оказалось, что во всех стабильно множились лишь атеисты. Больше всего их ныне в США и Голландии - порядка 40 процентов. Но лидирует в этом смысле Чехия, в которой более 60 процентов безбожников.

Чтобы объяснить феномен роста антирелигиозности, ученые обратились к бесстрастной математике. И попытались смоделировать ситуацию, вооружившись простой гипотезой. Она предполагает: люди стремятся присоединиться к той социальной группе, членство в которой кажется им наиболее выгодным. Например, кто-то становится верующим, наблюдая за многочисленными представителями этой группы и осознавая, что молиться и поклоняться Богу очень полезно по тем или иным причинам - духовным или даже материальным.

Вейнер пояснил: аналогичным образом люди решают, на каком языке им говорить, если существуют несколько вариантов. Как, скажем, в Перу: на испанском или на родных - кечуа или аймара. Последние постепенно вымирают, поскольку знание их никаких серьезных выгод не сулит.

Примерно так же некоторые люди решают вопросы партийной принадлежности. Просто выбирают наиболее влиятельную, а не руководствуются верой в те или иные идеалы. Похожая ситуация складывается и с религией.

По мнению Абрамса и Вейнера, люди считают: пользы от религии все меньше и меньше. И в обозримом будущем это неизбежно приведет к тому, что верующих не останется.

О грядущей эре атеизма свидетельствует не только статистика. Прогноз подкрепляет и математическая модель (на основе нелинейной динамики), которая показывает почти полное с ней - со статистикой - соответствие. То есть теоретически вычисленное количество людей, отказавшихся от веры, почти совпало с реальным.

Впрочем: ученые не настаивают, что им открылась истина. И признают, что окружающий мир может быть сложнее формул, которые вроде бы к нему подходят.

Нет… Бог все-таки нужен


В 2008 году религиозный фонд Джона Темплтона, который регулярно поддерживает ученых, занятых поисками Бога и научными обоснованиями веры, выделил 2 миллиона фунтов стерлингов (более 3 миллионов долларов) на поиски причин, по которым люди становятся религиозными. Деньги осваивает известный психолог из Оксфордского университета Джастин Баррет с многочисленными коллегами из разных стран.

Проект с незамысловатым названием «Почему люди верят в Бога?» был рассчитан на три года. То есть в нынешнем, 2011-м, году можно ожидать окончательных выводов. Но предварительные время от времени уже появляются. И они противоречат атеистической математике Абрамса и Вейнера. Полно данных, которые доказывают: религиозность полезна.

Сплоченные одной верой более живучи


Канадские психологи Ара Норензаян и Азим Шариф из Университета Британской Колумбии, работающие по проекту вместе с Барретом, полагают, что религиозные люди лучше приспособлены к жизни. Особенно к ее тяготам. Ведь вера их сплачивает. А сплоченные сильны взаимовыручкой. Значит, у них больше шансов выжить в трудные времена. И, следовательно, передать свои «религиозные гены» по наследству.

В результате эволюция привела к тому, что почти в каждом человеке заложена вера в Бога. Таково мнение ученых. Обрели они его, проведя сравнительный анализ разнообразных замкнутых коммун и общин, которых много возникло в США в XIX веке. Среди них были как религиозные, так и светские, например, основанные на идеях коммунизма. И оказалось, что религиозные общины в среднем просуществовали гораздо дольше (см. схему).

Религия, - говорит Ара Норензаян, - объединяет по таким принципам, как верность общине и готовность жертвовать личными интересами ради общества. Кроме того, выживаемость религиозных (но не светских) общин напрямую зависит от строгости устава. Чем больше ограничений накладывала община на своих членов и чем более сложные ритуалы им приходилось выполнять, тем дольше существовала. Это выгодно для эволюции.

Поклонение невидимому вождю сохраняет порядок


Французский антрополог Паскаль Буайе из Вашингтонского университета в Сент-Луисе отмечает еще одну специфическую особенность человеческого мышления, которая делает нас чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям. Это умение подчиняться лицам, в данный момент отсутствующим. Без этого не смогли бы существовать большие организованные коллективы.

Какой может быть порядок в иерархически организованном племени, если люди выполняют свои обязанности только в присутствии вождя или родителя? - вопрошает доктор Буайе. - Способность поддерживать отношения с «идеальным образом» отсутствующего человека - полезнейшая адаптация, позволяющая сохранять порядок и соблюдать правила общежития.

В большинстве культур за поведением людей «следят» потусторонние существа - божества. То есть выполняют функцию отсутствующего вождя или родителя.

ИТОГО


Ученые доказывают, что религия полезна, на примерах сообществ прошлого. Но мы живем в другое время, в котором явно наметились иные тенденции. Люди - особенно в западном мире - перестают видеть смысл в религиозности. И уходят из веры. Теряют ли они при этом свою сплоченность? Способность противостоять трудностям? Не проигрывают ли они тем, у кого вера только крепчает? На эти вопросы ученые пока ответов не дают.

КСТАТИ


В человеке обнаружены «гены веры в Бога»


Дин Хаммер, директор Национального института генных структур и борьбы с раком, подвергнул сомнению религиозный постулат о том, что веру в Бога питает духовное просветление, возникающее от влияния Божественной силы. И объявил, что все дело в особых электрических импульсах в мозгу. Но особенно в генах, которые за них отвечают.

Исследования ученого показали: глубоко верующие люди имеют в своем организме ген, названный ими VMAT2. А у безбожников такого гена нет.

Получатся, что атеисты - мутанты.


Столь шокирующий вывод был сделан на основе изучения более чем 2000 ДНК испытуемых.

По словам Хаммера, не исключено, что «ген веры в Бога» христиане могли унаследовать от самого Иисуса Христа, а мусульмане - от Мухаммеда. Доктор, правда, вспоминает еще и пророка Мухаммеда, ген которого могли унаследовать мусульмане, и Будду, наградившего соответствующей наследственностью буддистов. Хотя эти уважаемые личности богами-то и не были.

Следуя логике Хаммера, надо бы признать, что сатанистам достались гены дьявола, а тем, кто верит в пришельцев, - от инопланетян. Бред вроде бы. Хотя может статься, что этот самый VMAT2 имеет универсальное свойство и пробуждает стремление к духовно-мистическому вообще.

Мои исследования, - оправдывается Хаммер, - не подрывают веры во Всевышнего. Напротив, существование «гена веры в Бога» еще раз доказывает гениальность Творца, который «подарил» этот ген человеку.

Тогда что сейчас происходит? Куда пропадает этот ген, если число верующих уменьшается? В чем причина мутаций? Уж не происки ли это адских сил?

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption

Сегодня во всем мире набирает силу атеизм. Но означает ли это, что духовность скоро отойдет в прошлое? Корреспондент выяснила, что ответить на этот вопрос совсем не просто.

Все больше людей - таких по всему миру уже миллионы - по их собственным словам, верят в то, что со смертью жизнь определенно заканчивается и что нет никакого Бога, никакой вечной жизни и никакого божественного промысла. По-видимому, эти убеждения, несмотря на весь свой пессимизм, получают все большее распространение. В некоторых странах открыто провозглашать себя атеистом стало модно как никогда.

"Атеистов сейчас, очевидно, стало больше, чем когда бы то ни было, - и в абсолютном выражении, и в процентах от общего числа людей на планете", - говорит Фил Цукерман, профессор социологии и секулярных исследований Питцерского университета в калифорнийском городе Клермоне (США) и автор книги "Мирская жизнь". Опросив более 50 тысяч человек из 57 стран мира, аналитики Международного исследовательского центра Гэллапа пришли к выводу, что количество людей, считающих себя последователями какой-либо религии, за период с 2005 года по 2011 год сократилось с 77% до 68%, а тех, кто называет себя неверующим, стало на 3% больше, в результате чего доля убежденных атеистов в мире достигла 13%.

Они, конечно, не составляют большинство, но, может быть, наметившаяся тенденция является предвестником грядущих перемен? Если она сохранится, может ли настать день, когда религия полностью исчезнет?

Предсказать будущее невозможно, но анализ того, что мы знаем о религии - в том числе о причинах самого ее появления и о том, почему некоторые люди приходят к вере, а некоторые отходят от нее, - может помочь нам спрогнозировать, как будет развиваться отношение людей к религии в ближайшие десятилетия и века.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Украинский священник держит крест, стоя у пострадавшего здания Дома профсоюзов в Киеве

Ученые все еще пытаются вычленить те факторы, которые толкают человека или народ к атеизму, но некоторые общие черты уже вырисовываются. Притягательность религии отчасти обусловлена тем, что она дает ощущение безопасности в нашем непредсказуемом мире. Поэтому неудивительно, что самый большой процент неверующих наблюдается в тех странах, где уровень экономической, политической и бытовой стабильности достаточно высок. "По-видимому, при повышении уровня безопасности в обществе религиозные убеждения ослабевают", - утверждает Цукерман и добавляет, что в некоторых обществах установление капиталистического строя и предоставление гражданам доступа к технологиям и образованию также приводит к ослаблению религиозности.

Кризис веры

Япония, Великобритания, Канада, Южная Корея, Нидерланды, Чехия, Эстония, Германия, Франция и Уругвай - всего лишь сотню лет назад во всех этих странах религия играла большую роль, но сейчас доля верующих там сократилась до самых низких в мире показателей. Все эти государства имеют развитую систему образования и социального обеспечения, в них практически решена проблема неравенства, а их граждане являются финансово благополучными. "В целом, люди меньше боятся превратностей судьбы", - отмечает Квентин Аткинсон, специалист по психологии из Оклендского университета (Новая Зеландия).

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Йеменские девушки демонстрируют свои руки, украшенные традиционными рисунками хной по случаю окончания Рамадана

Впрочем, отход от веры наблюдается повсеместно, в том числе там, где число верующих все еще очень велико, например, в Бразилии, на Ямайке и в Ирландии. "Мало где общество стало более религиозным, чем 40-50 лет назад, - утверждает Цукерман. - Единственным исключением, пожалуй, является Иран, но там тоже не все так однозначно, потому что неверующие люди могут скрывать свои убеждения".

Человеку свойственно желание ощущать себя частью чего-то большего, осознавать, что его жизнь не совсем напрасна

США также не вписываются в общую концепцию: это одна из самых богатых стран мира, но уровень религиозности населения там очень высок (хотя по итогам исследования, проведенного недавно аналитическим центром Pew, выяснилось, что в период с 2007 года по 2012 год доля американцев, считающих себя атеистами, возросла с 1,6% до 2,4%).

Однако специалист по социальной психологии из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и автор книги "Большие боги" Ара Норензаян убежден, что "упадок" не значит "исчезновение". Физическая безопасность тоже более эфемерна, чем кажется. Все может измениться в одну минуту: пьяный водитель может сбить любимого человека, торнадо может разрушить город, врач может диагностировать у вас неизлечимую болезнь. Если в будущем из-за изменений климата на нашу планету обрушатся стихийные бедствия, а природные ресурсы станут подходить к концу, то страдания и тяготы могут воспламенить религиозные чувства.

"Люди хотят избежать страданий, но если уж это невозможно - по крайней мере, найти в них смысл, - объясняет Норензаян. – По каким-то причинам религия придает страданиям значительно больший смысл, чем любые известные нам светские идеалы или убеждения".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Религиозное шествие филиппинцев, спасшихся от мощного тайфуна Хайяна

Это явление постоянно можно наблюдать в больничных палатах и в зонах бедствий по всему миру. Так, в 2011 году в новозеландском городе Крайстчерч, жители которого в большинстве своем были неверующими, случилось крупное землетрясение. Многие очевидцы этой трагедии внезапно пришли к вере, тогда как в остальной части страны никаких изменений в степени религиозности не произошло. Впрочем, из этого правила есть исключения: так, в Японии после Второй мировой войны число верующих резко сократилось. Однако в целом, по наблюдениям Цукермана, в мире преобладает та модель, которая сработала в Крайстчерче. "Если бы, став свидетелем страшных событий, человек обычно превращался в атеиста, мы бы уже все были атеистами", - говорит ученый.

Божественный разум

Но даже если бы все беды нашего мира вдруг чудесным образом прекратились и мы все зажили бы мирно и счастливо, религия, вероятно, все равно никуда бы не делась. Это связано с тем, что, судя по всему, из-за каприза эволюции в нейропсихологии нашего вида существует особое место для Бога.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Раввин читает свиток во время празднования Пурима

Для того чтобы разобраться в этом явлении, необходимо изучить "теорию двойственных процессов". Согласно этой психологической модели, у человека имеется две основных формы мышления: система №1 и система №2. Система №2 развилась у нас относительно недавно. Это наш внутренний голос, который, кажется, не умолкает ни на минуту и который позволяет нам логически мыслить и строить планы.

В то же время система №1 построена на интуиции, инстинктах и автоматизме. Эти способности развиваются у человека независимо от места его рождения и составляют механизм выживания. Благодаря системе №1 мы испытываем естественное отвращение к гниющему мясу и можем не задумываясь говорить на родном языке, а младенцы узнают родителей и различают живое и неживое. Эта система отвечает за склонность искать во всем систему, чтобы лучше познать мир и обрести смысл, казалось бы, случайных событий, таких как стихийные бедствия и смерть близких людей.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Индийский сикх зажигает свечи во время праздника Банди Чхор Дивас, или Дивали

Некоторые ученые полагают, что система №1 не только помогает нам лавировать между опасностями этого мира и находить себе партнеров, но также дает импульс для развития и распространения религии. К примеру, благодаря системе №1 мы инстинктивно настроены на восприятие жизненной энергии. Несколько тысячелетий назад эта склонность, вероятно, помогала нам избегать скрытой опасности - львов, притаившихся в траве, или змей, заползших в кусты. Но она же вынуждает нас предполагать наличие невидимых деятелей - будь то благосклонный бог, оберегающий людей, или неуемный предок, посылающий в наказание засуху, или чудище, кроющееся в полумраке.

Кроме того, система №1 способствует двойственному восприятию всего сущего - потому-то нам так трудно считать тело и разум единым целым. Эта тенденция проявляется довольно рано: маленькие дети, вне зависимости от своего культурного окружения, склонны верить в бессмертие своей души. Они убеждены, что их сущность, их личность, существовала где-то до их рождения и будет существовать всегда. Такое восприятие легко вписывается во многие распространенные религии или - в результате творческого переосмысления - создает почву для изобретения новых оригинальных концепций.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Индуистка накануне праздника Чхат

"Один мой коллега-психолог из Скандинавии, который является атеистом, рассказал, как его трехлетняя дочь недавно подошла к нему и сказала: "Бог всегда повсюду". Они с женой не могли взять в толк, откуда у девочки такие мысли, - рассказывает Джастин Барретт, руководитель Центра развития человека "Процветание" при Полной богословской семинарии в калифорнийском городе Пасадене (США) и автор книги "Прирожденные верующие". - Ребенок считал Бога пожилой женщиной, так что вряд ли эти представления ей внушили лютеранские священники".

Чтобы избавиться от религии, пришлось бы изменить саму суть человека Джастин Барретт, руководитель Центра развития человека "Процветание"

По всем вышеперечисленным причинам многие ученые считают, что религия возникла как "побочный продукт когнитивных склонностей человека, - говорит Роберт Макколи, руководитель Центра изучения мозга, разума и культуры Университета Эмори в городе Атланте, штат Джорджия (США), и автор книги "Почему религия естественна, а наука нет". - Религии представляют собой культурные системы, которые по мере своего развития стали задействовать и эксплуатировать эти естественные способности людей".

Привычка - вторая натура

Атеистам приходится избавляться от всего этого культурного и эволюционного багажа. Человеку свойственно желание ощущать себя частью чего-то большего, осознавать, что его жизнь не совсем напрасна. Мы ищем смысл и объяснение всего непонятного. "Получив образование, приобщившись к науке и научившись мыслить критически, люди, возможно, перестанут доверять своей интуиции, - говорит Норензаян. - Но интуиция-то от этого никуда не денется".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Азербайджанские мусульмане молятся перед окончанием Рамадана

С другой стороны, наука - система, которую берут на вооружение многие атеисты и неверующие, чтобы познать окружающий мир - в когнитивном плане не так уж проста для восприятия. Наука, по словам Макколи, призвана исправлять искажения системы №1. Нам приходится принять на веру, что Земля вращается, хотя мы сами этого никогда не ощущаем. Мы вынуждены смириться с мыслью о том, что эволюция совершенно индифферентна и что у Вселенной нет никакой конечной цели или замысла, хотя наша интуиция говорит об обратном. Непросто признать, что мы ошибаемся и бываем необъективны, что истина в нашем понимании вечно изменяется по мере сбора и проверки новых эмпирических данных – всё это базовые предпосылки науки.

Как только человечество окажется на грани экологического кризиса, мировой ядерной войны или неизбежного столкновения с кометой, оно сразу вспомнит о Боге

"С когнитивной точки зрения наука противоестественна, поэтому она дается нам так тяжело, - поясняет Макколи. - В то же время религии нам, по большей части, даже не приходится учиться, потому что мы и так все это знаем".

"Существуют доказательства того, что богословские рассуждения - это путь наименьшего сопротивления, - добавляет Барретт. - Чтобы избавиться от религии, пришлось бы изменить саму суть человека". Эта удивительная биологическая особенность, вероятно, объясняет тот факт, что хотя 20% американцев не принадлежат ни к какой церкви, 68% из них утверждают, что все равно верят в Бога, а 37% считают себя духовными людьми. Даже не исповедуя никакую организованную религию, они убеждены, что миром движет какое-то высшее существо или сила.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Буддистские монахи направляются в храм Сампов Трейлеак в Камбодже

Подобным же образом многие люди по всему миру открыто заявляют о том, что не верят в Бога, но при этом питают склонность к суевериям, таким как вера в привидения, астрологию и телепатию. "В Скандинавии большинство людей говорят, что не верят в Бога, но при этом там получили необычайное распространения суеверия и интерес к паранормальным явлениям", - рассказывает Норензаян. Кроме того, неверующие часто находят себя в том, что можно считать "заменителями религии", - поддержке спортивных команд, йоге, близости к матушке-природе и так далее - и опираются на соответствующую систему ценностей. В подтверждение тому в СШA набирает популярность черная магия, а в Великобритании самой быстрорастущей религией стало язычество.

Религиозный опыт неверующих людей может проявляться и другими, более необычными способами. Антрополог Райан Хорнбек из того же Центра развития человека "Процветание" нашел подтверждение тому, что, например, для некоторых игроков из Китая онлайн-игра World of Warcraft начинает приобретать духовный смысл. "По-видимому, эта игра дает возможность развить в себе определенные нравственные качества, которых нет в нашем современном обществе, - рассказывает Барретт. - Похоже, что у людей существует некое пространство для богословских размышлений, и если оно не заполнено религией, оно раскрывается самым неожиданным образом".

Принадлежность к группе

Более того, религия способствует сплачиванию и сотрудничеству в рамках группы. Угроза наказания со стороны всемогущего Бога (или богов), который следит за отступниками, вероятно, помогала поддерживать порядок в древних обществах. "Это гипотеза о наказании свыше, - поясняет Аткинсон. - Если все верят в реальность этой угрозы, она будет действовать в группах".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Верующий на вегетарианском празднике в Таиланде

И здесь вновь могут сыграть свою роль неуверенность и страдания народа, что позволит религии установить более суровый нравственный закон. Недавно сотрудник Веллингтонского университета (Новая Зеландия) Джозеф Бульбулия вместе со своими коллегами проанализировал системы религиозных убеждений почти 600 традиционных обществ со всего мира и пришел к выводу о том, что там, где погодные условия были менее благоприятными или существовал риск стихийных бедствий, с большей вероятностью развивалась более строгая религия. С чем это связано? Помощь ближнему в таких условиях превращается в вопрос жизни и смерти, а религия становится ценным инструментом общественной жизни.

"Когда сталкиваешься со столь всеобъемлющим явлением, которое так быстро появляется в процессе эволюции и так прочно укореняется в различных культурах, основным объяснением, естественно, становится то, что это было необходимо для налаживания взаимодействия между людьми", - говорит Бульбулия.

Наконец, распространенность религии объясняется простой математикой. В самых разных культурах у более религиозных людей обычно бывает больше детей, чем у неверующих. "Тому есть масса подтверждений, - рассказывает Норензаян. - Даже среди верующих в более ортодоксальных семьях, как правило, уровень рождаемости выше, чем в более либеральных". Принимая во внимание тот факт, что в плане религиозного самоопределения дети обычно идут по стопам родителей, можно смело утверждать: формирование на нашей планете исключительно светского общества по-прежнему маловероятно.

Твердая вера

По всем этим причинам - психологическим, неврологическим, историческим, культурным и бытовым - эксперты считают, что религия, скорее всего, не исчезнет никогда. На чем бы ни была основана религия - на страхе или на любви, - она прочно укореняется в сознании людей. Если бы это было не так, никакой религии давно бы уже не было.

Даже не говоря о христианском, мусульманском, индуистских и всех остальных богах, суеверия и спиритуализм почти наверняка останутся распространенным явлением. Но и более формальные религиозные системы не заставят себя ждать, случись у нас одно-два бедствия. "Даже самое лучшее светское государство не в состоянии защитить своих граждан от всего", - утверждает Макколи. Как только человечество окажется на грани экологического кризиса, мировой ядерной войны или неизбежного столкновения с кометой, оно сразу вспомнит о Боге.

"Людям требуется утешение в момент боли и страданий, а многим необходимо осознание того, что со смертью жизнь не заканчивается, что их любит некое невидимое существо, - рассказывает Цукерман. - Верующие люди будут всегда, и я не удивлюсь, если они по-прежнему останутся в большинстве".

В Качканаре хотят построить храм - после этого в России исчезнет демократия и восстановится царизм. А Путин добровольно уйдет, уступив место самодержцу.

В России, похоже, зарождается новая религия на основе православия, при этом центром ее должен стать свердловский город Качканар. Именно там по наказу Божьей Матери основоположник новой конфессии должен построить храм, после воздвижения которого из России уйдет «гибельная» демократия и восстановится монархия.

В начале апреля в Качканар приехали представители бывшего качканарца Александра Дадашева, который сейчас живет в Москве. Мужчина утверждает, что несколько лет назад ему явилась Богородица и передала четыре наказа, сообщает газета «Качканарский Четверг». При этом, как отмечает корреспондент «Нового Региона», «наказы» эти должны круто повернуть политическую ситуацию в стране. Первый касается мавзолея Ленина. Как утверждает Дадашев, необходимо «убрать из сердца России тело главного богоборца, так как дух врага нашего спасения, пребывающий в нем, ослепляет духовное зрение жителей Москвы, России и других стран, и мешает возрождению нашей страны».

Второй наказ - «передать священникам, что Богу неугодно совершение молебнов и треб за деньги». Третий - «нужно привести народы России к Соборному покаянию» (прим. НР - причем покаяться россияне должны за убийство царской семьи). И последний, четвертый, должен изменить и политический строй в стране, и, возможно, во всем мире. «В городе Качканаре на самом высоком месте должен быть построен Храм Божий, а также приют для детей и стариков. В этом храме должны быть помещены святыни: икона Божией Матери и Ее державная сфера. В недалеком будущем первое лицо Российского Государства должен будет провести в этом построенном всем миром храме 3 дня, и Господь укажет, каким путем ему надлежит повести Россию. С возрождения России начнется возрождение всего мира», - уверен качканарец.

Путин спокойно уйдет, «признав наказ Богородицы»

Осенью прошлого года последователи Дадашева обратились к местным властям с просьбой дать разрешение на установку поклонного креста на месте будущего храма, однако, в мэрии Качканара предпочли отказать, сославшись на то, что в будущем на выбранном месте будет парк. Впрочем, последователей качканарца это не смутило: крест они установили и без разрешения прошлым летом.

Сейчас москвичи пытаются добиться положительного ответа от местной мэрии, чтобы все-таки построить сначала часовню - по их словам, на это у них уйдет несколько дней - а затем и храм с приютом. «Просто так мы это не оставим. Сейчас каждый человек может проявить инициативу. Скоро мы начнем в большом количестве собирать подписи. Позиция тех, кто не захочет нам поспособствовать, покажется странной. Все закончится тем, что им позвонят из администрации президента и спросят: «Вы что, против людей?», - рассказывает один из последователей Дадашева Максим Бабенко.

По словам Бабенко, когда наказ Богородицы о строительстве храма будет выполнен, Россия вернется к самодержавию, нового царя укажет сам Бог. Демократия же, по их мнению, приведет страну к гибели. Отметим, что самодержец должен будет обладать, по словам Бабенко, сверхспособностями - он будет «гениального ума, железной воли и пламенной веры». «Сейчас некоторые силы пытаются свергнуть Путина, но Владимир Владимирович спокойно доработает свой срок, а потом просто скажет, что тоже признает наказ», - уверен москвич.

Наказ исполнится - добровольно или принудительно

Последователи Дадашева уверены, что сотрудники местной мэрии неверно поняли их намерения, поэтому и отказали в выделении земли для возведения часовни. Говорят, что не планируют перекладывать все организационные и финансовые вопросы на чиновников. Финансирование и строительство, по их словам, готовы взять на себя инициаторы проекта: деньги уже поступают на счета в виде добровольных пожертвований от россиян и иностранцев.

Также, по словам Бабенко, в Верхотурье образовалась инициативная группа, которая намерена добиваться разрешения на строительство храма через Нижнетагильскую епархию. Также в Качканаре около 40 последователей Дадашева будут агитировать местное население. «Они будут принимать звонки и агитировать местное население, - заявил сторонник нового религиозного движения. - Предсказание все равно исполнится. Человек может либо противиться, либо как-то помогать. Но это неизбежно - когда-нибудь на этой горе появятся храм и приют. Людям дан выбор: либо они добровольно исполняют этот наказ, либо это будет в принудительной форме».

Отметим, что официальная Церковь, равно как и официальные власти, к странным затеям человека, которому явилась Богородица, относятся крайне скептически и никакой помощи ему оказывать не намерены.

Всевышний по Своей Воле создал рабов Своих и этот мир, одарил их неисчислимыми благами и повелел им по Своей милости соблюдать все законы Божьи и быть покорными Ему. Соблюдение Божьих законов приводит человека к счастью на этом и на Том свете, а их нарушение - к страданиям и мучениям. Для доведения и разъяснения Своих законов Всевышний посылал к людям Своих избранных рабов – пророков, дабы мы в Судный день оказались в числе спасённых и навечно стали обитателями Райских садов, уготованных Творцом для богобоязненных.

Все пророки учили истинной вере, основа которой – Единобожие. Все они утверждали: «Нет ничего, достойного поклонения, кроме Одного Бога - Аллаха» , и призывали людей к Единобожию, доводя до них, что нет никакого соучастника или помощника Творцу и что у Него, и только у Него, абсолютные, совершенные достоинства, и нет ничего подобного Ему. Они призывали к поклонению Всевышнему, объясняя людям, что идолы, животные, люди не достойны поклонения, ибо они созданы: имеют начало и конец. Распространено неправильное мнение, что Ислам – новая и самая молодая религия, и Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) – основатель Ислама. Поистине, это не так.

Мусульманская религия основывается на вере в Одного Единого Бога, Который ни на кого не похож и ничто не подобно Ему. На арабском языке эта религия называется «Ислам», на русском – «покорность», а слово «мусульманин» означает «человек, покорный Одному Богу». Каждый народ на своём языке называл религию покорностью, а последователей – покорившимися Богу. После прихода последнего Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и ниспослания ему Священной Книги – Корана на арабском языке эти слова, естественно, начали употреблять на языке Корана. Следовательно, Ислам – это религия покорности Всевышнему.

Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) не является основателем новой религии. Он возродил вероучение предыдущих пророков и посланников (мир им), которое было практически позабыто людьми к его приходу. За всю историю человечества Всевышним было послано около 124 тыс. пророков, включая 313 посланников (мир им). Первым пророком был наш праотец Адам (‘алайхи-ссалям), последним – Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Посланниками, обладавшими наиболее высокими нравственными качествами, чем остальные, и наиболее совершенными знаниями, умом и терпением (улуль-азми), являются Пророк Мухаммад, Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) (мир им всем). Все пророки знали, что придёт последний Пророк – Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), и между всеми ними была абсолютная преемственность. Покорившийся Богу обязан верить во всех пророков и посланников и признать их миссию, иначе он не будет мусульманином, ибо так же, как и вера в Аллаха, вера в Его пророков является столпом Имана (веры). Все пророки были покорными Богу, т.е. мусульманами. Всевышний в Коране повелел тем, кто следует Пророку Мухаммаду (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), верить в Аллаха и в то, что ниспослано Им со всеми пророками, т.е. Коран и другие Божественные Писания, и нет различия между ними: все они – братья-мусульмане. Так же Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Лучшие слова, которые произносил я и все пророки до меня, это: «Ля иляха илляллах» (Нет ничего достойного поклонения, кроме Одного Бога - Аллаха, и нет у Него соучастника). Поэтому мусульмане признают, верят, любят и почитают всех пророков.

Да, необходимо признавать всех пророков, но нельзя никого из них обожествлять, ибо они рабы Аллаха, созданные Им. Ни один из пророков не учил, чтобы люди поклонялись ему или какому-то другому творению, потому что это было бы язычеством и заблуждением, от которого они спасали людей.

Почему же сейчас столько различных верований, если все пророки исповедовали одну религию?

Изначально человечество имело одну религию – религию покорности (по-арабски – «Ислам»). Пророк Адам (‘алайхи-ссалям) поклонялся только Одному Богу и учил истинной вере своих детей. Последующие пророки также призывали свои народы поклоняться Одному Творцу и быть покорными Ему. Но после того как пророки покидали этот бренный мир, некоторые люди начинали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. Одни умышленно, в корыстных целях, другие в силу своего невежества. Так возникли различные верования, искажающие истинное учение. И всякий раз, когда люди отходили от веры, Всевышний посылал им нового пророка, дабы направить их на правильный путь. Первые признаки язычества появились после ухода из этого мира пророка Шиса (‘алайхи-ссалям) – сына Адама (‘алайхи-ссалям). Тогда для наставления людей был послан пророк Идрис (Енох) (‘алайхи-ссалям), затем пророк Нух (‘алайхи-ссалям) и все другие пророки. Каждый из пророков был послан к какому-либо одному определённому народу, и лишь Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) был послан ко всему человечеству, завершая миссию пророчества.

Ислам – это оптимальные нормы и правила жизни на Земле, ниспосланные нам Всевышним с учётом всех тонкостей психологии и возможностей человека. Он состоит из двух составных частей: вероучения и Шариата. Основы веры: вера в Аллаха, в Его ангелов, в Священные Писания, в пророков, в Судный день и в предопределение судьбы никогда не менялись и не меняются. В хадисе Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорится: «Все пророки – братья по вере, религия у них одна – Ислам, а Законы Божьи – Шариат – отличались друг от друга в зависимости от времени, места и условий». Поистине, это так, и иначе быть не может. Потому что, если бы Бог посылал пророков с разными знаниями о Себе, то это было бы абсурдным, потому что привело бы к разному пониманию Сущности Бога. Так же, поскольку Бог вечен и все Его атрибуты тоже вечны, то и знания о Нём, о Его атрибутах неизменны. Значит, основы веры были едины, вне зависимости от того, когда были переданы – на заре человечества пророку Адаму или в более поздние времена пророкам Ною, Аврааму, Моисею, Иисусу, Мухаммаду (мир им). Таким образом, все пророки были единоверцами, исповедовавшими единую истинную религию и призывавшими к этому людей. Следовательно, и поныне истинное религиозное вероучение никак не должно противоречить основам веры всех пророков и посланников. Поэтому неверно мнение части людей о том, что «все существующие религии со всеми противоречиями друг с другом – правильные» и что «все они были ниспосланы Создателем в таком виде».

А что касается законов (т.е. Шариата), то лишь некоторые из них могут меняться со временем в связи с изменением уклада жизни людей и т.д. Поэтому имели место разные Небесные Писания, ниспосланные в разное время различным народам.

Основные принципы законов всех пророков были едины. К примеру, оставались неизменными запреты на убийство, ложь, прелюбодеяние, воровство и на все другие бесполезные или приносящие вред на этом и на Том свете деяния. Но менялись некоторые ритуалы и законы жизни в связи с развитием человеческого общества.

Приведём несколько примеров:

1. По шариату Адама (‘алайхи-ссалям) верующие были обязаны совершать один намаз в сутки. Подобное указание сохранилось до времени народа Израиля. Народу Израиля предписывалось два намаза. В наше время люди обязаны совершать пять намазов в сутки.

2. В Шариате Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), в отличие от предыдущих шариатов, разрешено совершать молитву в любом чистом месте. Прежде подобное разрешалось совершать только в специально отведённых для молитвы местах.

Каждому новому посланнику через Откровение от Всевышнего был дан шариат, который аннулировал некоторые предыдущие законы, перестававшие с этого момента быть актуальными. Последний Закон, который был ниспослан уже всему миру и будет иметь силу до Конца Света – это Закон, изложенный в Священном Коране. Коран, в отличие от других Писаний, остался неизменным, поскольку Сам Всевышний обещал сохранить его до Судного дня.

Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) возродил то вероучение, которое было изложено и в Торе, и в Евангелии и в других Священных Писаниях. Поэтому принятие Ислама нисколько не означает, что человек меняет или предаёт веру предков. Напротив, он очищает свою веру от искажений и возвращается в истинную религию своих предков - пророков Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, ибо все предыдущие пророки (мир им) говорили своим общинам о приходе последнего Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и завещали следовать за ним и помогать ему. К примеру, пророк Иса (Иисус) (‘алайхи-ссалям) говорил: «О сыны Израилевы! Я посланник к вам от Бога, подтверждающий истинность того, что было ниспослано до меня в Торе и благовествующий вам о Посланнике, который придёт после меня, имя которого – Ахмад (одно из имен Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), что в переводе на русский язык означает «Восхваляемый»)». Об этом написано и в Коране, и в Торе, и в Евангелии. В Библии Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) назван словом «Периклитос», что в точном переводе с греческого языка означает «Восхваляемый» (т.е. Ахмад). Это буквально совпадает с тем, что говорится в Коране об обращении пророка Иисуса (‘алайхи-ссалям) к сыновьям Израилевым. Помимо того, ближе к Концу Света, по воле Аллаха, Иисус (‘алайхи-ссалям), который живым и невредимым был вознесён Всевышним на небеса, где пребывает и по сей день, будет ниспущен на землю. Он придёт к людям не как посланник и не с другим шариатом, а как последователь и учёный-теолог Ислама для подтверждения посланнической миссии последнего Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Он будет призывать людей к соблюдению Шариата, ниспосланного Пророку Мухаммаду (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), а когда умрёт, похоронят его в городе Медине, там, где похоронен Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям).

Во все времена пророки и их последователи ждали появления последнего Посланника – Печати всех пророков, подобно тому, как нынешние поколения ждут появления имама Махди. И все истинные последователи пророков Моисея и Иисуса (мир им), ожидавшие появления Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), последовали за ним, поскольку в Торе и Евангелии они читали подробные повествования о нем. В них упоминались характерные черты Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), место его появления, его имя, основные положения его проповедей и т.п.

Истина всегда находит отклик в сердце каждого беспристрастного человека, ищущего правду. Так, Негус, король христианской Эфиопии, воспринял слово правды, с которым Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) через Коран обратился к нему. Он призывал Негуса к вере и побуждал его к принятию Ислама. И король принял Ислам. Осталось его следующее бессмертное изречение: «Свидетельствую пред Аллахом, что это Пророк, которого ждут люди, имеющие Писания». Оно вошло в анналы истории как свидетельство справедливости человека и ещё одно доказательство того, что Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) был Пророком и Посланником, которого ждали и на которого возлагали надежды на спасение человечества.
Историю религии, равно как и историю человечества, можно сравнить с системой школьного образования: религия, как и правила жизни человека, совершенствуется по мере развития человеческого общества. Так, например, пророк Адам (‘алайхи-ссалям) - первый человек на земле - подобен первому учителю, и в тех десяти Писаниях (свитках), которые он получил, были самые необходимые знания, азбука взаимоотношений. Его сын, пророк Шис (‘алайхи-ссалям), подобен учителю второго класса, который, получив 50 Священных Свитков, впервые дал человечеству такие понятия, как система справедливого правления, правила торговли, ввёл понятия меры и взвешивания, начал добычу полезных ископаемых. Их потомок Идрис (Енох) (‘алайхи-ссалям) подобен учителю третьего класса, который, получив ещё дополнительно 30 Священных Свитков, расширил кругозор своих последователей. Он впервые ввёл понятие счета, письменности, начал наблюдение за небесными телами и стал шить одежду. Далее Нух (Ной) (‘алайхи-ссалям), Ибрахим (Авраам) (‘алайхи-ссалям), Муса (Моисей) (‘алайхи-ссалям), Иса (Иисус) (‘алайхи-ссалям) и, наконец, выпускной класс и последний учитель – последний пророк, Пророк всех Пророков – Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) принёс человечеству завершённые правила жизни, которыми людям следует руководствоваться до Конца Света. Он как бы предложил нам вопросы выпускных испытаний и известил, что больше учителей и новых предметов не будет и нам необходимо подготовиться к экзаменам. Он оставил нам Коран и хадисы и сказал, что больше пророков не будет: готовьтесь к Судному дню, когда с идеальной точностью будут взвешены добрые и плохие деяния каждого человека и подведен итог нашей земной жизни. И тот из нас, у кого добрых дел окажется больше, будет вознаграждён в Вечной жизни, а тот, у кого плохих деяний окажется больше, будет по справедливости наказан. В этом вся суть и содержание всей истинной религии во все времена – обучить, воспитать и сохранить человека – самое любимое и разумное творение Всевышнего. Для этого посылались пророки, и они получали инструкции в виде Священных Писаний. Каждое Священное Писание подтверждало истинность предыдущего и извещало о следующем. Поэтому в одном из изречений последнего Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорится: «Все пророки братья, а религия их одна». А в последнем Священном Писании – Коране - есть аят, смысл которого сводится к следующему: «Поистине, нет другой религии, принимаемой Господом, кроме религии покорности и повиновения Ему».

На русском языке мы говорим «Бог», на арабском «Аль-Илях», на английском «God». Это различия в языках, но не более. Говоря о Создателе, каждый из нас называет Его по-разному, в зависимости от того, на каком языке он говорит. Но «Аллах» - это собственное имя Бога и самое великое Его имя.

Пророк (Наби) - посланный Аллахом с новыми законами (Шариатом) является посланником (Расуль), и он призывает рабов Аллаха к соблюдению этих законов. Пророк, не получивший законы не является посланником, и он получает откровение следовать и довести до людей законы, которые были ниспосланы предшествовавшему ему посланнику.

Из книги «Азбука Ислама».

  • 1352 просмотра