Все о тюнинге авто

Автоматизация звука рь интересные задания. Постановка и автоматизация звука рь. Повтори прямые слоги со звуком Ръ

рь - арь - арь

ирь - ирь - ирь

урь - урь – урь

ерь - ерь - ерь

орь - орь - орь

Автоматизация звука "РЬ" в словах.

Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.

Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.

Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик, Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина,прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.

Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари, двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик, крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.

Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха, крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.

Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка, верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак, крюк, трюк, брюки, трюмо, крючок, Андрюша.

Автоматизация звука РЬ в чистоговорках.

ря-ря-ря - яркая заря

ре-ре-ре - ежик спрятался в норе

рю-рю-рю - компот варю

ри-ри-ри - загорелись фонари

Автоматизация звука РЬ в словосочетаниях.

Вареная репа, рябая курица, сиреневый берет, варенье из рябины, деревянный терем, редкое оперение, середина реки, корявое дерево, интересная история, коричневый ремень, нарядный передник, акварельный рисунок, редкий зверек, горящие фонари.

Автоматизация звука РЬ в предложениях.

У ребят черепаха.

У Сережи черешня.

Рита рисует репку.

Ирина в новом наряде.

Римма покупает рис и ряженку.

У берега риф.

Пряха прядет пряжу.

На грядке репа и брюква.

Под окном кудрявая береза.

Автоматизация звука РЬ в связной речи.

В декабре, в декабре,

Все деревья в серебре.

В январе, в январе,

Много снегу на дворе.

С. Маршак

В сильный холод в январе

Ёжик спит в своей норе.

Очень ждёт приход весны

И об этом видит сны.

Г. Османова

Небылицы.

Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.

А на дереве ерши строят гнезда из лапши.

Сел баран на пароход и поехал в огород.

В огороде-то на грядке вырастают шоколадки.

(К. Чуковский)

Кормушка для птиц.

Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики. Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты. Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!

Автоматизация звука [Рь] в стечениях с согласными

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Рь]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука [Рь].

Материал для автоматизации сложного звука [Рь] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Рь].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Рь] в слогах со стечением согласных звуков:

ТРЯ – ТРИ – ТРЕ – ТРЁ – ТРЮ

СТРЯ – СТРИ – СТРЕ – СТРЁ – СТРЮ

ДРЯ – ДРИ – ДРЕ – ДРЁ – ДРЮ

ЗДРЯ – ЗДРИ – ЗДРЕ – ЗДРЁ – ЗДРЮ

СРЯ – СРИ – СРЕ – СРЁ – СРЮ

КРЯ – КРИ – КРЁ – КРЕ – КРЮ

ЗРЯ – ЗРИ – ЗРЕ – ЗРЁ – ЗРЮ

ГРЯ – ГРИ – ГРЕ – ГРЁ – ГРЮ

ПРЯ – ПРИ – ПРЕ – ПРЁ – ПРЮ

ХРЯ – ХРИ – ХРЕ – ХРЁ – ХРЮ

БРЯ – БРИ – БРЕ – БРЁ – БРЮ

ФРЯ – ФРИ – ФРЕ – ФРЁ – ФРЮ

ВРЯ – ВРИ – ВРЕ – ВРЁ – ВРЮ

Звук [Рь] в словах со стечением согласных звуков:

* Тряска, тряпка, трясина, отряд, смотрят, три, триста, тринадцать, трибуна, патриот, внутри, трещина, трение, треск, тревога, требовать, третий, отрез, утренний, смотреть, трюфель, трюмо, трюк, матрёшка, потрёпанный; дряхлый, кудрявый, подряд, мудрёный, дремать, дремота, древний, дремучий, адрес, надрез, мудрец, Андрей, Андрюша, бодрит, кудри;

* Стряпать, стрела, стрелять, стрелка, стрекоза, стремянка, стрельба, стрельбище, выстрел, быстрее, острее, ястреб, встреча, встретить, кастрюля, стриж, стрижка; ноздря, ноздри, вздремнуть;

* Среда, средний, средство, срезать, срисовать; зря, зрячий, зрение, зрелый, зреет, зрелище, назрел, созрели, подозрение, изредка, зритель;

* Пряжка, прядка, прятки, прятать, прямо, пряник, упрямый, спрятать, приз, природа, приёмник, пристань, приказ, привет, привыкать, причёска, причина, приятель, прибаутка, припев, присказка, предмет, прежний, превосходный, предок, прежде, запрет; бряцать, обряд, бригантина, бригада, бритва, Британия, брить, абрикос, фабрика, брёвна, брюки, брюшко, бревно, брелок, обрезки, в сентябре, в октябре, ноябрь, декабрь;

* Вред, вредный, вредно, время, временно, повреждение, в рюкзаке; фреска, фрегат, Африка, африканец;

* Хрящ, хрящик, Хрюша, хрюкать, хребет, хрип, хризантема, охрип, вихрь; крякать, крик, криво, кривая, скрипка, скрип, скрипеть, крем, крепкий, крепко, кресло, крестьянин, крепость, крест, секрет, воскресенье, скрепка, крюк, крючок, скрюченный, крёстный, крёстная, перекрёсток; грязь, грязный, грядка, гриб, грива, грипп, Гриша, гребень, гренки, гречка, грелка, грек, гребцы, погреб, погремушка, грёзы, угрюмый.

Слоги и слова, насыщенные звуком [Рь]:

* РИРЬ – РЕРЬ – РЯРЬ – РЁРЬ – РЮРЬ

* Примерять, предприятие, предгорье, перерезать, переговорить, ребристый, перекрёсток, перетрясти, перекричать, прибрежный, секретарь, перегреть, перемерить, прикрепить, примерить, притворяться, перестрелка, перекрестить, пригреть, присмотреть, пригореть, перегореть, пририсовать, перерисовать, перетряска.

Повтори словосочетания и предложения:

* Корявое бревно, грецкий орех, Брестская крепость, вредная привычка, капризный ребёнок, утренняя зарядка, коварный грипп, крепкая верёвка, крепко прижать, среди зрителей, дремать в кресле, кудрявый парень, древесный вредитель, грязный поросёнок, средний ряд, кривое дерево, неприступная крепость, сильная тряска, горячая грелка, звонкая погремушка, древний обряд, речная пристань.

* Арина приводит комнату в порядок. Старик дремлет под деревом. Отряд перешёл речку по бревну. Моряк спускается в трюм. Превосходная привычка - делать зарядку!

Утренняя зарядка сберегает здоровье. Сергей и Борис смотрели книгу о богатырях. На берегу реки деревянная пристань. В ведре варятся подберёзовики. Ребята бегут по бревну. Римма и Игорь рисуют старинную крепость. Серёжа принёс маме сирень. Встреча назначена на четыре. Борец принёс на арену гирю и бревно. Корягу прибило к берегу. У реки кудрявые берёзы. У Андрея фонарик. Эта дверь скрипит. У Серёжи в ведре много грибов.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Рь]:

Вре – вре – вре - сидят дети на ковре.

Бре – бре – бре - прокати – ка на бобре!

Повтори скороговорки (сначала медленно, затем – в быстром темпе):

У стряпухи Дарьи весь день аварии.

Арина грибы мариновала.

У четырёх черепах четыре черепашонка.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Мандаринки у Иринки, у Иринки мандаринки.

Серёжки на берёзке, на берёзке серёжки.

Корюшка в морюшке, в морюшке корюшка.

Принцесса в карете, в карете принцесса.

Фонари на двери, на двери фонари.

Тетерев на дереве, на дереве тетерев.

Солил Терентий грибочки сразу тридцать три бочки,

Съел Терентий грибочки сразу все тридцать три бочки.

Спой «песенку моторчика». Произнеси звук Ръ на одном

выдохе: рь-рь-рь...

Повтори прямые слоги со звуком Ръ.

ри - ре - рё - рю - ря

Повтори обратные слоги со звуком Ръ.

арь - орь - урь - ырь - ирь - ерь - ёрь - юрь - ярь

4. Повтори слоги, где звук Ръ находится между гласными.

ари - аре - арё - арю - аря ори - оре - орё - орю - оря ури - уре - урё- урю - уря ири - ире - ирё - ирю - иря ыри - ыре - ырё - ырю - ыря

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

три - тре - трё - трю - тря кри - кре - крё - крю - кря гри - гре - грё - грю - гря при - пре - прё - прю - пря бри - бре - брё - брю - бря дри - дре - дрё - дрю - дря

Повтори слова, где звук Ръ находится в начале слова.

Ри: Рис, Рим, Рига, Римма; рисовать, ритм.

Ре: Река, репа, ремень, ребёнок, Регина, Ренат, ребята; ре­дис, решетка, ребус, резать, редька, резина, резинка, ремонт, речь, резвый, репейник, редко, рейка.

Рю: рюшка, рюмка, рюкзак.

Ря: ряд, рябь, Ряба, рябина; рябчик, рябой.

Повтори слова, где звук Ръ находится в середине слова.

Ри: парик, перина, Марина, Ирина, варить, мерить, ве­рить, богатыри, токари, фонари, пахари, пекари, ко­марик, фонарик; мандарин, три, трибуна, грим, грива, гриб, гриф, прибой, привет, приёмник, бригада, бри­кет, бритва, брить, двери, буквари, старик, турист, ку­рица, жарить, сухари, пескари, звери, снегири, пузы­ри, Борис, ирис, абрикос, прищепка, скрипка, Гриша, приз, приказ, каприз, пристань, принц.

Ре: дерево, берет, корень, табурет, орех, море, орехи, го-


Автоматизация звука Ръ 31

ретъ, берег; черепаха, варенье, деревня, третий, трепет, требовать, тревога, крем, креп, крепкий, креветка, кремень, гребенка, гренки, греметь, греть, предмет, бревно, дремать, древний, Андрей, огурец, перец, си­рень, борец, треск, трезвон, треска, крепость, крестья­нин, крестик, скрепка, гречка, брести, адрес, древеси­на, встреча, ястреб.

Рь: верьте, перья, серьги, зверьки.

Рё: хорёк; берёза, верёвка, вперёд, Серёжа, серёжки, черё­муха, матрёшка.

Рю: верю, парю, урюк, подарю, говорю, дарю; брюки, трюм, трюмо, крюк, брюква, крючок, жарю, спорю, бирюза, Андрюша.



Ря: наряд, нырять, буря, гиря, Варя, Боря, горят, моря, моряк, говорят, терять, варят, парят; отряд, тряпка, крякать, кряква, кряхтеть, грядка, прятки, пряник, прямо, прятать, упрямый, прясть, прядь, кудрявый, подряд, заря, горячий, зарядка, жарят, тряска, грязь, грязный, Брянск, зря.

Орь: Борька, горький, борьба, зорька.

Урь: хмурьте.

Повтори слова, где звук Ръ находится в конце слова.

Арь: фонарь, токарь, пахарь, пекарь; сухарь, букварь,

пескарь, январь, декабрь, янтарь.

Орь: хорь, Игорь; якорь.

Ырь: богатырь; пузырь, пустырь.

Ирь: снегирь, Сибирь, ширь. Ерь: теперь; дверь,

Тверь, зверь.

Ябрь-абрь: ноябрь, октябрь, декабрь; сентябрь.

Повтори словосочетания.

прямой коридор горькая редька маринованные грибы

варёные креветки редкий гребень деревянная табуретка

крепкий орешек кудрявая берёза серебряная серёжка

варёный рис рябая курица старинная крепость



Автоматизация звука Рь 33

речная пристань резвый зверёк абрикосовое варенье

грязные брюки кривой крючок капризный ребёнок

жареные пескари горячие гренки нарядная матрёшка

сиреневый берет речной берег бирюзовые серьги

горький перец скрипучая дверь резиновая черепаха

старинный рецепт берёзовое бревно коричневая верёвка

вредная привычка утренняя зарядка прекрасный принц

Повтори предложения.

Три слова. Рита варит рис. Пряха прядёт пряжу. У Анд­рея ирисы. Марина ест орехи. Хорёк - дикий зверёк. Пескарь - речная рыбка.

Четыре слова. Ребята бегут по бревну. Во дворе натянута верёвка. На Варе новые брюки. Кудрявый поварёнок варит варенье. У Риммы сиреневый берет. Рита дарит Борису фонарик. Сережа и Гриша - товарищи. Рябчик и ястреб - птицы. У Гриши ручной хорёк. У рябчика перья рябенькие.

Пять слов. Ирина сварит суп из курицы. Андрей и Ма­рина едят пряники. Варя варит варенье из абрико­сов. Сережа и Игорь рисуют снегирей. В доме Бориса скрипучие двери. На Гришином шарике сидят кома­рики. Сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние месяцы.

Шесть слов. Декабрь, январь и февраль - зимние месяцы. Поварята варят варенье по старинному рецепту. На бе­регу реки стоит старинная крепость. Борис ныряет с берега в речку. Во дворе растут берёзы и рябины. На берегу реки растёт кудрявая берёза. На речном берегу туристы жарят пескарей.

Семь слов. У Марины - мандарины, а у Вари - пряники. Ирина и Рита идут на утреннюю зарядку. По речному берегу идут туристы с рюкзаками.

Восемь слов. У Ирины в рюкзаке редиска, перец и редька.

Повтори пословицы и поговорки.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж. Всему своё время.


Быстрый, резвый зверёк По деревьям скок-поскок. (Белка)

Не зверь, не птица,

А нос, как спица. (Комар)

На берегу сидит,

«Кря - кря» кричит. (Утка)

Режем мы и вырезаем, Маме шить мы помогаем. (Ножницы)

Он может два часа подряд Все время пятится назад. (Рак)

Я в деревне на дворе Просыпаюсь на заре. «Ку-ка-ре-ку», - я кричу, Разбудить ребят хочу. (Петух)

Когда за грибами Ты в рощу идешь, Ее непременно С собою берёшь. (Корзина)

Повтори стихи.

В октябре, в октябре Частый дождик на дворе. С. Маршак

Вот так репка, Да сидит крепко. Сестрица-матрёшка, Помоги немножко. Скороговорка


Древесину ест едок -сто зубов в один рядок. (Пила)

Стоит Антошка

На четырёх ножках. (Стол)

Утка в воде,

А хвост на горе. (Ковш)

Щука в море,

А хвост- на заборе.

(Ковш)

На шесте дворец, Во дворе певец. (Скворец)

Из железа тучка,

А у тучки - ручка

Нагнут меня ребятки,

И дождь пойдёт на грядки.

(Лейка)

Что за чудо - синий дом! Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус)

В декабре, в декабре Все деревья в серебре. С. Маршак

Открываем календарь -Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. С. Маршак


34 Автоматизация сонорных звуков


Приходите в гости Как на утренней на зорьке

Утка, утка, дикий гусь! Два Петра и три Федорки

В гости вас не дозовусь. Соревнуются с Егоркой

Непременно приходите, Говорить скороговорки.
Да и миску приносите.

Что найдется - поедите, Мы с сестрёнкою вдвоём

Где придется - посидите. Утром чай горячий пьём.
Венгерская песенка

14. Послушай рассказ. Назови слова со звуком Ръ. Пере­
скажи рассказ.

Сережа наоборот

Л. Успенская, М. Успенский У Серёжи Рябина все наоборот. Ребята едят - Серёжа иг­рает в игры. Ребята готовят уроки - Серёжа рисует. Ребята строят дом - Серёжа прыгает.

Ребята, давайте Серёже подарим стихи Агнии Барто
«Наоборот», - говорит Рита.

Открывает Сережа книгу и видит строчки, подчеркнутые сиреневым карандашом:

Все кладут сначала в рот бутерброд,

а потом пьют компот,

он всегда наоборот.

Он сначала пьет компот,

за компотом бутерброд

Ой, да это про меня, - думает Сережа.

Повтори скороговорки.

У редьки и репки корень крепкий.

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Яше снятся якоря. Снятся яхты и моря.

Три дерева, три тетерева, На каждом дереве По одному тетереву.

Для произнесения звуков Р, Р’ необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной. Мягкий звук Р‘ отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении Р.

Комплекс упражнений для постановки этих звуков.

1. «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Варианты:
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх ней губе, затем опускается к нижней. в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;
г) Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой.
д) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.
При выполнении всех вариантов упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

2. Достать языком нос.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3. Достать языком подбородок.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Почистим зубы»
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

8. «Грибок».



9. «Гармошка».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)


10. Пощелкать кончиком языка.
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11. «Вкусное варенье».

(См. упражнения для постановки звуков Ш, Ж)

12. «Болтушка индюк».

(См. упражнения для постановки звуков Л, ЛЬ)

13. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

14. «Фырканье».
Цель: развивать вибрацию кончика языка.
Широкий расслабленный язык положить между губами. дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

15. «Автомат».
Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлопал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

16. «Барабан».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.